search
main
0

На учебу на велосипеде: что мешает?

Даже без данных статистики заметно, что на улицах наших городов с каждым годом увеличивается число велосипедистов. Молодые люди все чаще предпочитают этот вид транспорта, чтобы добраться до места работы или учебы. Комфортно ли они себя чувствуют? Такое мини-исследование я решила провести в Великом Новгороде.

Многим школьникам добираться до места учебы на велосипеде удобно, так как школы, гимназии и лицеи находятся от дома на расстоянии двух-трех остановок. Так поступает, например, Алексей В., ученик гимназии №1. Однако, сетует юноша, расположение многих образовательных учреждений таково, что вблизи них просто нет места для установки даже небольшой велопарковки. Город застроен тесно, дома примыкают друг к другу.

Иная обстановка – у Новгородского государственного университета. Здесь свободного пространства вдоволь. Однако я насчитала всего 20 местечек на велопарковке у НовГУ – не маловато ли для самого крупного вуза Новгородчины?

У образовательных учреждений Великого Новгорода велопарковок практически нет не только из-за нехватки места. «Деньги мы тратим на самое необходимое, – сказала мне в приватной беседе одна из школьных директоров. – Не до роскоши!». Роскошь ли велосипедная стоянка у школы и вуза или все-таки необходимый атрибут для повседневного средства передвижения?

Анатолий Алексеевич Осипов, председатель комитета образования Новгородской области – поклонник велосипедного спорта. Сам на велосипеде отлично катается и считает, что было бы замечательно, если бы как можно больше людей разных возрастов добиралось до места работы или учебы на этом виде транспорта. «Это не только здоровье, но и сохранение экологии», – считает Анатолий Алексеевиич. – «В развитых странах мира власти делают все возможное, чтобы поощрять стремление людей передвигаться на этом виде транспорта. Например, я лично видел в Копенгагене специальные светофоры для велосипедистов. У образовательных учреждений в странах Европы обязательно есть стоянки для велосипедов. Я думаю, что стоимость небольшой велопарковки вполне приемлема для любой школы – всего 3-4 тысячи рублей. И ее наличие зависит от руководителей образовательных учреждений. Мы должны культивировать моду на здоровье».

Почему такой моды пока все-таки нет? Тормозит развитие велосипедного движения прежде всего нехватка инфраструктуры. Например, чтобы добраться до НовГУ и приехать обратно домой, многие студенты должны переехать один из трех мостов, соединяющих две половинки Великого Новгорода, разделенные рекой Волхов. Один из мостов – пешеходный, да еще и «горбатый» – проезд по нему на «великах» воспрещен и форма моста совершенно неудобна для велосипедистов. Если велосипедист выберет для проезда обычный мост, ему придется ехать исключительно по тротуарной части, хотя правила дорожного движения разрешают ему двигаться по правой стороне дороги близко к тротуару. Дело в том, что мосты, построенные еще в советские времена, увы, узковаты, на участие велосипедистов и мотоциклистов в процессе общего передвижения явно не рассчитаны. А тротуары тоже узки, и те, кто двигается по ним пешком, рискуют, сделав всего один шаг в сторону, попасть под колеса велосипеда. Особенно страшно за пожилых людей и маленьких детей – одни бывают очень медлительны, вторые, напротив, чересчур шустры и непредсказуемы в движениях.

В Великом Новгороде мизерное число улиц имеют велодорожки. В основном это улицы, где недавно вместо старого асфальта была уложена тротуарная плитка. При таких ремонтах пешеходная дорожка делится в длину приблизительно на три части, и две трети дорожки выкладываются плиткой серого или белого цветов, а одна треть – плиткой красного цвета. Формально это означает, что красная полоса принадлежит велосипедистам. Но подавляющее большинство прохожих об этом просто не знает. Информации об этом факте никакой: в начале так называемых велодорожек нет соответствующих знаков.

Между тем, в развитых странах Запада для устройства велодорожек есть очень интересные архитектурные решения, которые могли бы перенять города России. Если поискать в интернете такие сведения, можно увидеть, например, любопытные фото велодорожек, приподнятых на метр-полтора над виадуком и огороженных перилами. Такие велодорожки с перилами, к слову, были бы совсем не лишними на мостах Великого Новгорода.

Строительство современных велодорожек – не только вопрос эстетики и удобства, но и безопасности. В июле нынешнего года в Великом Новгороде произошло ЧП, которое потрясло город. Под виадуком на железнодорожной ветке, проходящей через центр города, под колесами поезда погибла студентка третьего курса НовГУ. Теперь активная общественность города настаивает на том, чтобы устроить в этом оживленном месте в десятках метров от Новгородского государственного университета переезд со светофором и шлагбаумом, а также отдельную дорожку для велосипедистов. Местные чиновники уже начали переговоры по этому поводу с руководством Октябрьской железной дороги. Чтобы хотя бы частично решить назревшие проблемы, в Великом Новгороде организовали велосипедное движение «I bike Novgorod». Среди его участников много студентов вузов и колледжей. Первый шаг нового объединения – создание велосипедной карты Великого Новгорода. На карту будет нанесена информация о велодорожках и веломастерских, указаны названия организаций, магазинов, установивших у своих зданий велопарковки, добавлены фотографии. Кроме того, планируется нанести на карту еще не существующие, но имеющиеся на генеральном плане развития города веломаршруты. Организаторы собираются также помочь новгородцам определять с помощью карты оптимальные маршруты передвижения по городу на велосипеде. Очевидно, что в городах России, особенно таких относительно небольших, как Великий Новгород, велосипедный транспорт будет развиваться год от года. И муниципальные власти не должны закрывать глаза на это явление и стараться по мере сил помочь велосипедистам в решении проблем. Однако пропаганда этого вида передвижения зависит не от властей, а от нас самих. Так считает поклонница велосипедного движения, учитель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода Маргарита Лихачева. Как только начинается теплое время года, с мая по октябрь Маргарита Васильевна пересаживается на велосипед. Поездка от дома до школы через половину города занимает у нее 15 минут. «На автобусе я бы ехала 40 минут, – отмечает Маргарита Васильевна. – Никакой духоты, свежий воздух! Кроме того, регулярные поездки помогают оставаться в хорошей спортивной форме. Я уже привыкла и в туфлях на каблуках ездить на велосипеде!» Впереди – новый учебный год. Может, пора купить велосипед? Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте