search
main
0

На «ты» или на «вы»?

Обсуждать, плохо или хорошо то, что цифровые технологии вошли в нашу жизнь, бессмысленно. Они данность, которую уже не изменить. И тем любопытнее, когда открываются новые грани, в частности, отношения к «цифре» у взрослых и у детей. Какое место в жизни педагогов и учеников занимают цифровые технологии, решили выяснить специалисты Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого.

Как рассказала кандидат педагогических наук, доцент СПбГУ Елена Комарова, в исследовании, посвященном отношению к «цифре», приняли участие более 400 педагогов и 120 учеников 9-11‑х классов Невского района Санкт-Петербурга. Респонденты опрашивались как индивидуально, так и группами.

Выяснилось, что независимо от возраста, опыта, социального статуса, пола педагоги и ученики относятся к «цифре» прежде всего как к информационному техническому инструменту. На втором месте отношение как к ресурсу, а на третьем – как к средству взаимодействия и общения с различными категориями людей. У взрослых и у юных респондентов «цифра» напрямую ассоциируется с техникой, электронными ресурсами, социальными сетями и дистанционным обучением. 30% от общего числа опрошенных рассматривают цифровые технологии как источник получения информации. У более 20% «цифра» ассоциируется с переменами и изменениями. В то же время если рассматривать цифровые технологии как средство взаимодействия и общения, то почти 25% от общего числа респондентов связывают их с деловыми контактами. Понятия «семья«и «друзья» звучат в сочетании с «цифрой» гораздо реже.

Наряду с общими позициями отмечены и особенности отношения респондентов к цифровым технологиям. Например, у старшеклассников при упоминании о «цифре» появляются понятия «отдых» и «интересное занятие». Необычно, но более 20% детей ассоциируют цифровые технологии с такой эмоцией, как печаль. По мнению специалистов, эта информация требует осмысления.

Что касается педагогов, то обращение к цифровым технологиям для них в первую очередь связано с получением новых компетенций. На второе место они поставили такую категорию, как общение. Более 20% представителей педагогического сообщества ассоциируют владение «цифрой» с материальным благополучием, учебой и работой. Другими словами, большая часть педагогов убеждены: без «цифры» нельзя считать себя компетентным и зна­ющим специалистом.

Если говорить об уровне цифровой компетенции педагогов и школьников, то здесь результат оказался вполне предсказуемым. Как пояснил магистрант СПбГПУ Фаниль Бахтияров, среди составляющих цифровой компетенции были выделены такие области, как информация, коммуникация, производство, безопасность. Практически по всем пунктам уровень компетенции школьников оказался выше, чем у педагогов. Ребята способны лучше взаимодействовать через различные цифровые платформы, умеют создавать, настраивать, редактировать контент в различных форматах, тщательно изучают преимущества того или иного электронного ресурса и могут его использовать, а также стремятся соблюдать закон и правила в цифровой среде.

Таким образом, получается, что ученики в «цифре» более компетентны, в то время как педагоги вынуждены приспосабливаться. Но, как говорится, ничто не мешает старшему поколению учиться у младшего, и здесь тоже намечается положительная тенденция. По крайней мере, никто из юных респондентов не видит в этом ничего зазорного.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте