search
main
0

На свете нет малых народов. Тема «Этническое многообразие мира. Принципы национальной политики в Российской Федерации». 10-11-е классы

Первоначальные компоненты понятия «национальный этнос» использовались в служебном обиходе рабовладельческой знати Римской империи. На судебных заседаниях в защиту угнетенных граждан Цицерон пользовался терминами: «nostra civitas» (общество граждан), «omnes nationes» (все нации) и осуждал политику аристократов «разделяй и властвуй». Пресловутая формула внедрялась в феодальный мир «огнем и мечом». Принципы этой политики во времена Средневековья широко использовали правители европейских феодальных империй.

Процесс формирования «национальных государств» (Франция, Англия, Испания, Швеция) начался с распадом в ХVII в. Священной Римской империи. Во внешней политике перечисленных государств на смену династическому принципу постепенно пришел национально-государственный, закрепленный в Вестфальском мирном договоре (1648).

С течением времени в мире усилили свои позиции Англия, Франция и, напротив, захирели первые колониальные державы – Испания и Португалия. После поражения в Северной войне с Россией закатилась звезда Швеции. В конце ХVIII века внешним центром силы и полноправной мировой державы стала Российская империя.

Перечисленные страны, включаясь в системы международных отношений, возлагали на себя функцию защиты своих граждан независимо от этнической принадлежности. На этой основе складывались нации-государства, которые обретали названия по имени коренных этносов. На Британских островах к концу ХVII в. сложилась нация англичан, в ХVIII в. Франция была заселена французами, а Россия – русскими, в ХIХ в. германцами была заселена Германия и т.д.

Прогрессивные умы человечества вопреки политике «разделяй и властвуй» мечтали об обществе полной национальной гармонии. В ряду таких личностей выделялись Г. Гроций, И. Кант и др. В книге Гроция «О праве войны и мира» 1625-го защита прав народов на жизнь должна быть столь же обязательной, как предоставление народам права на свободу и самоопределение.

В конце Средневековья зародился капитализм, и на его волне пробудилось национальное движение, встал и «национальный вопрос». Суть его в ликвидации всех форм национального и колониального угнетения народов, в уничтожении национального неравенства, недопущении господства сильных наций над слабыми, в создании равноправных, дружественных отношений между всеми свободными нациями и народами.

Национально-освободительные движения были и остаются важными средствами разрешения национального вопроса. Первопричиной их в буржуазном обществе является, однако, не психика людей, как об этом нередко заявляют социологи европейских стран, а экономико-социальные факторы. Примером ныне является распад федеративных государств: Югославии, Чехословакии, Советского Союза.

Происхождение этносов и наций в современном мире. Нации, как этническая категория, существовали не всегда. Они возникли в процессе становления капитализма как исторический продукт экономической, политической и культурно-идеологической борьбы народных масс, возглавляемых буржуазией на протяжении ХVII – середины ХIХ веков, против феодальной аристократии.

Становление капиталистического способа производства потребовало создания единого рынка в общенациональном масштабе, объединения его в рамках национального государства. Эти процессы значительно ускорили развитие национальных языков и культур. Но капиталистический рынок в отдельных странах эволюционизировал в мировой рынок сравнительно медленно. Буржуазно-демократические революции 1848-1849 гг. в Западной Европе и в России 1905-1907 гг. завершились неудачно, поражением. Для дальнейшего обновления стран и регионов необходима была вторая социальная революция. Верхи буржуазии нуждались в союзниках разных типов от классовых до этнических. Нации, национальные движения могли стать такими союзниками в условиях ХХ в.

Что представляют собой нации? В определении марксистов Германии и России сущность нации определяется такими общими признаками: единством территории проживания, языка, общностью экономической жизни, культурно-духовного психического склада. В то же время сущность нации характеризуется этническими факторами: общностью обычаев, нравов, верований, жизненных привычек, устойчивостью экономико-социальных связей.

Этносы, нации, следовательно, продукт этнических процессов и деятельности социально-классовых сообществ. Последние всегда играют производную роль, социально обусловлены. Нации представляют собой результат базовых процессов экономического, социально-политического развития общества, историко-классовых перемен.

В австромарксистской теории национальности, возникшей в западной социологии в начале ХХ в., понятие нации сводится к культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой. Один из ее авторов Карл Реннер (псевдоним Р. Шпрингер) утверждал, что «нация – это союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей». Другой идеолог австромарксизма Отто Бауэр выдвинул совместно с К. Реннером концепцию культурно-национальной автономии. Нация здесь рассматривалась как совокупность этнических групп на «почве общности судьбы». Там Бауэр соединял пролетариат и буржуазию одной и той же нации на базе общности характера, культуры и судьбы. В этом плане Бауэр оправдывал и поддерживал классовое сотрудничество внутри нации, правомерность национализма и шовинизма в отношениях с другими нациями.

В последние полтора десятка лет современные разработчики национальной доктрины российского общества (например, академик РАН, бывший в начале 90-х годов председателем Госкомнаца РФ В. Тишков и др.) предлагают отказаться от понятия «нация» и заменить его термином «этничность». Проще выражаясь, следовать традициям Запада, где национальность означает гражданство. В публикации В.Тишкова «Забыть о нациях» вместо этого термина доминирует дефиниция – «этнос».

Национальность, ее место в обществе. Этот термин прежде и ныне широко применяется в журнальной публицистике, в официальных документах при обозначении принадлежности граждан к той или иной народности. В Российской Федерации в конце ХХ столетия, например, проживали 176 народов, которые способствовали подъему национального самосознания и образованию большого числа национальных объединений.

В данном случае термин «национальность» применялся и как собирательное явление, заменяя перечень различных форм исторической общности народностей, национальных и этнических групп.

В 90-е годы прошлого века на территории России были созданы более 1100 национальных объединений, среди них землячества, общины, культурные союзы. Целью деятельности этих объединений было возрождение и сохранение языковой среды, развитие национальной культуры, традиций и обычаев народов, укрепление межнациональных связей, дружбы между российскими народами.

Национально-культурные объединения граждан РФ представляют собой гарантированную государством форму самоорганизации народов, национальных и этнических групп для сохранения их самобытности на основе самоуправления и свободного развития своей культуры, языков, традиций. Эти объединения являлись действенной формой развития национальных отношений в России.

Сегодня усилия многих национальных объединений России направлены на создание национально-культурных автономий как формы самоуправления народов, дальнейшего всестороннего их развития. Этому способствуют подготовленные при активном участии Министерства национальностей России документы: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (1996) и Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996).

Различие указанных понятий необходимо также для понимания того важного факта, что в разных районах мира живут люди и целые группы одной и той же национальности, не будучи представителями одной и той же нации. Так, если нации, народности возникают на основе территориально-экономических связей, то очевидно, что группы людей, имеющие одну и ту же общую национальность с той или иной нацией или народностью, но не живущие с ними на одной территории, не являются частью данной нации или народности. Различать эти понятия тем более необходимо, что национальность характеризует этнически не только нации, но и народности.

Национальности представляют более или менее большие группы людей, отличающиеся между собой своим языком, некоторыми особенностями культуры и характера, самосознанием этнической принадлежности. Очевидно, в определение как нации, так и национальностей входят язык и самосознание этнической принадлежности. Разница, однако, тут в том, что они в определении нации фигурируют как признаки, присущие любой нации.

В публикациях С. Калтахчяна, М. Кириченко и других авторов определение национальности людей рассматривается как совокупность этнических и особенно социально-экономических связей. Взаимодействие сказывается на этническом облике каждой нации, народности, национальности. Разграничение этих взаимосвязанных, но не идентичных понятий крайне важно, к примеру, для понимания формулы «две нации в каждой буржуазной нации». Раздвоение нации в капиталистическом обществе действительно в основном не затрагивает этнические особенности языка, территории, этнический слой культуры и т.д.

Понятие «национальность» имеет и другое важное значение. Оно выступает как этническая характеристика нации, народности, т.е. указывает на особенности их языка, традиций, обычаев и т.д. Поскольку в понятие «нации» входят не только этнические, но все социально-экономические связи, оно является понятием более широким, чем понятие «национальность». Империалистическая буржуазия, имея определенную «национальность», вместе с тем не является выразительницей и защитницей интересов нации. Различение указанных понятий необходимо также для понимания того важного факта, что в разных районах мира живут люди и целые группы одной и той же национальности, не будучи представителями одной и той же нации.

В 30-40-х годах прошлого века германские фашисты намеренно подвергали фальсификации теорию по национальному вопросу. Гитлеровцы включали в немецкую нацию от отдельных индивидов до целых народов соседних государств по признакам общности исторического происхождения. Так поступали в прошлом и ныне сионисты, объявляющие своей нацией индивидов еврейской национальности, проживающих в разных странах и разных континентах. Сегодня мифы националистов и шовинистов (например, на Северном Кавказе, в Прибалтике, Туркменистане и других регионах) об общей крови, общем происхождении, об общей душе (идущие от австромарксистов) довольно устойчивы и способны оказывать влияние на сознание и поведение людей.

Вплоть до принятия Конституции (1936 г.) в СССР существовали не только республики и округа, но и национальные районы и даже волости, сельсоветы, многочисленные культурные центры, издательства газет на национальных языках.

Из всего этого многообразия сегодня в Российской Федерации используется опыт национально-территориальной автономии, включенный (1996 г.) в Федеральный закон под названием «О национально-культурной автономии». Субъекты Федерации после распада в 1991-1993 гг. Союза продолжают сохранять свою собственную культурную палитру и всячески поощряются. Это в равной мере касается российских краев и областей, которые также не являются этнически однородными по составу населения. На их территории воспроизводится культура различных национальностей – русских, татар, мордвы, немцев, башкир и т.д.

Национальная политика Российской Федерации продолжает держать в поле зрения всю территорию государства и не сводится к взаимоотношению федерального центра и республик. В равной мере в каждой республике, крае и области сформированы и осуществляются собственные национальные программы. Федерализм по этой причине сочетается с местным самоуправлением и через расширение его прав, ресурсов и инициатив местных сообществ решается значительная часть проблем межнациональных отношений, этнические конфликты, формируются условия для развития национальных культур и языков.

Этнополитическая карта России. На географической карте России согласно Конституции РФ 1993 г. подняли свой национальный статус 21 народ (или нация). Название своим государствам и республикам дали доминирующие в них народы и поэтому отличаются друг от друга своим языком и культурой. На географической карте России все эти национальные образования составляют 6 поясов: северо-западное, поволжское, северокавказское, уральское, дальневосточное национальные образования. На долю всех вместе взятых национальных образований приходится около 14% населения РФ, на долю русских краев и областей, Москвы и Санкт-Петербурга – 86%.

Области и края, именуемые здесь русскими по населению, не являются моноэтническими, как не являются таковыми и национальные образования. В 21 автономном образовании русских было больше, чем представителей титульных наций. В целом Россия – полиэтническая страна с рассеянным населением большинства наций.

Национально-культурная автономия. Все многонациональные государства мира фактически используют этот институт или как основной (в случае отсутствия территориальных автономий), или как дополняющий систему федеративного устройства. Особенно широко политика культурно-национальной автономии практикуется в странах (например, в США, Канаде, Бельгии и др.) развитых демократий, в государствах, сложившихся на иммиграционной, переселенческой основе; или же где имеются этнокультурные меньшинства, но государственно-административное устройство имеет сугубо территориальный характер.

В дореволюционно-советский период по рассматриваемому вопросу у нас накопился некоторый опыт обеспечения национально-культурных прав на экстерриториальной основе. В 20-е годы ХХ в. в России действовала достаточно широкая сеть национальных территориальных образований (культурно-просветительских учреждений, периодических изданий и т.п.). В то же время советская власть, как и ранее большевизм, не считали культурно-национальную автономию перспективной теорией. Ей была противопоставлена концепция «национальной государственности», и слабые ростки культурной автономии к 40-м годам захирели.

В конце прошлого столетия в Российской Федерации ростки национально-культурной автономии стали оживать вместе с широким иммиграционным процессом. Из стран СНГ за последние четыре года (1999-2003 гг.) в Россию переместились и осели 12 млн. иммигрантов. Из далекого зарубежья, только из Китая, Вьетнама, за эти же годы счет идет на миллионы. За 1992-2001 гг. гражданство было предоставлено 4,5 млн. человек.

В такой сложной этнодемографической обстановке необходимо достаточное обеспечение финансами национально-культурной программы Правительства РФ. Наиболее оптимальной формой строительства многонациональных сообществ России является федерализм, который призван сочетаться с гораздо более сильным самоуправлением.

Расширение прав и ресурсов местных сообществ призвано ограничить снизу стремление к исключительности республиканских и областных правящих элит. В то же время это позволит лучше учитывать культурные запросы граждан и разрешать возникающие противоречия. Внутренние разорительные войны лишают смысла главную цель самоопределения – обеспечить право на достаточно обеспеченную жизнь и национальную культуру быта.

Подведем краткий итог. Возникновение нации исторически связано со становлением капитализма.

Национальность, как и нация, не является врожденным человеческим свойством, хотя воспринимается таковым. Национальность нужна человеку как средство приспособления. Это же касается и более мистической категории – этноса. Как внешняя группа людей, этнос более устойчив, исторически долговечен на одной какой-либо территории. Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладов жизни.

Основные понятия: национальный вопрос, этнос, нация, национальность, народность, национальная политика, национализм.

Вопросы и задания

1. В чем суть и как соотносятся понятия «этнос» и «нация»? Какие признаки нации вы можете перечислить?

2. Что такое «национальный вопрос»? Можно ли его решить?

3. Могут ли нации жить мирно в едином государстве? Что для этого надо решить?

4. Что включает в себя национально-культурная автономия как форма реализации прав и интересов национальностей? Свой ответ обоснуйте.

5. Какие действия нужно предпринимать для предотвращения межнациональных конфликтов?

6. Раскройте конституционные принципы национальной политики России.

Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте