search
main
0

На сцене и экране

В области кино можно найти много известных имен людей, связанных с Вооруженными Силами. Прежде всего следует назвать бывшего есаула Войска Донского Александра Алексеевича Ханжонкова (1877 – 1945 гг.). Ему удалось создать в дореволюционной России целую империю по производству и прокату кинофильмов.

За 1908 – 1916 гг. под его руководством было выпущено на экран около 300 художественных фильмов, в их числе первая в мире полнометражная картина «Оборона Севастополя» (1911 г.). После 1917 г. московская студия Ханжонкова стала базой зарождавшейся советской кинематографии.

Многие выдающиеся отечественные кинематографисты были активными участниками Великой Отечественной войны. Боевой путь от рядового связиста до старшего лейтенанта, командира воздушно-десантной роты прошел известный кинорежиссер Г.Н. Чухрай (фильмы «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). Майором закончил войну народный артист СССР Ю.Н. Озеров («Освобождение», «Огненная дуга», «Битва за Берлин», «Последний штурм» и другие). В прошлом старший лейтенант Ф.С. Хитрук – участник создания более 200 мультипликационных фильмов («История одного преступления», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм», «Винни Пух» и многие другие).

В этот ряд с полным правом можно включить писателя и кинодраматурга Г.Я. Бакланова, в годы войны лейтенанта, кинодраматурга В.В. Микоша, который был капитаном первого ранга; актера Г.О. Тонунца, лейтенанта, командира взвода разведки (мы знаем его по роли Камо в фильмах «Лично известен», «Чрезвычайное поручение» и «Последний подвиг Камо»), а также киноведа и кинодраматурга С.И. Фрейндлиха, майора, награжденного пятью боевыми орденами, и многих других.

Рождение русского национального драматического театра в середине XVIII века напрямую связано с Российской армией. До этого времени в Москве и Петербурге выступали исключительно иноземные артисты, оперные и балетные труппы. В феврале 1750 г. кадеты Сухопутного Шляхетского корпуса поставили под руководством первого русского драматурга Александра Петровича Сумарокова (также воспитанника этого корпуса) русскую трагедию «Хорев». Спектакль прошел с огромным успехом. За два года кадеты поставили 32 спектакля, главным образом произведения Сумарокова.

Это военно-учебное заведение окончили первые русские прославленные актеры и деятели театра Федор Волков, Иван Дмитриевский, Алексей Попов и другие.

В конце XVIII – начале XIX веков в России было немало крепостных театров. Среди них – труппа, принадлежавшая генералиссимусу А.В. Суворову. Великий полководец не только владел своим домашним театром, но и с увлечением занимался его делами.

Многие российские военные занимали высокие посты в театральной иерархии. Например, директором императорских театров в течение четверти века – с 1833 по 1858 год – был генерал в отставке А.М. Гедеонов. Его сменил на этом посту А.И. Сабуров, бывший гусарский полковник. Сын генерала Гедеонова –

С.А. Гедеонов – археолог, историк, – был также популярным драматургом и 9 лет возглавлял дирекцию императорских театров.

С первых дней Великой Отечественной войны деятели театров встали в боевой строй. Были сформированы фронтовые актерские бригады, которые выезжали в действующую армию со своими концертными программами. О масштабах обслуживания фронта говорят такие цифры: за время Великой Отечественной в воинских частях побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тысячи творческих работников. Они дали 473 тысячи спектаклей и концертов. Не было в стране театра, который не послал бы в действующую армию своих актеров.

Нынешний Центральный академический театр Российской Армии вносит заметный вклад в развитие театрального искусства, героико-патриотическое воспитание молодежи.

Воины Российской армии традиционно связаны с отечественной культурой и всегда были ее достойными носителями, не оставались пассивными созерцателями, потребителями. Немало их внесли достойный вклад в развитие российской культуры, духовное просвещение нашего народа. Культура нужна воинам в часы досуга, но еще больше в часы тяжких испытаний. Не сознающий этого заранее обрекает себя на поражение. Вложение средств в военную культуру – не трата, а накопление капитала, которое, в конечном счете, обернется могуществом государства Российского и великой славой русского воинства. Современного военнослужащего нельзя воспитать и обучить, если не сформировать культурного человека.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте