Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

На раннем старте. Подготовка к международным соревнованиям в младших классах – залог успеха

Учительская газета, №42 от 15 октября 2013. Читать номер
Автор:

Защищать честь страны за рубежом трудно и в то же время почетно. Но еще почетнее принимать поздравления от министра образования и науки РФ. Впрочем, кажется, что российским золотым медалистам международных олимпиад школьников все трудности и волнения нипочем. Ранним утром в светлом зале заседаний в Минобрнауки России они собраны и подтянуты. Молодые люди в строгих костюмах, на ярких лентах медали. Одна-единственная юная леди в скромном, но элегантном платье. Немного волнуются, ведь сегодня им предстоит поделиться с министром не только рассказом о своих достижениях, но и говорить о том, что тревожит их в образовании. И у каждого из них уже есть свой рецепт реформ. Что ж, пожалуй, к ним стоит прислушаться, ведь каждый из ребят прошел путь от обычного школьника до победителя международного уровня.

В этом году помимо традиционных «серебра» и «бронзы» в копилке российской сборной 18 медалей высшего достоинства. Много это или мало? Чуть более полутора десятков – на первый взгляд может показаться мало. Но если задуматься, сколько вложено в это число наград личного труда школьников, бессонных ночей тренеров и волнения родителей, если прибавить ежедневный груз проблем в виде усредненной школьной программы, которой слишком мало для подготовки олимпиадников, или понимание того, что твой предмет вообще не ведется в школьных стенах, а надо достигнуть высочайшего уровня владения им? Тогда получается, что это поистине огромное достижение.- Олимпиады школьников начались даже раньше, чем новая история Олимпийских игр, в середине XIX века. Здорово, что наиболее выдающиеся школьники мира до сих пор собираются каждый год, чтобы посоревноваться и выяснить, кто из них наиболее талантлив. Мы испытываем огромную гордость от того, что российские школьники сегодня достойно выступают на олимпиадах, – отметил во вступительном слове министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. – Всех призеров, чемпионов и тренеров мне бы хотелось поздравить с этим значимым достижением. Важно понимать, что это успех и вас, и ваших родителей, и ваших учителей, которые открыли ваше стремление развиваться в области тех или иных наук. Всем огромная благодарность! Мы очень ценим вашу работу и ваши усилия. И хочу сказать, что мне очень приятно начинать свой рабочий день с такого общения.Ежегодно нашей стране удается показать высокий класс по многим предметам, в их числе блестящие победы по химии, физике, биологии. В итоге, как отметил Дмитрий Ливанов, российские сборные обычно оказываются в турнирных таблицах олимпиад либо в пятерке лучших, либо весьма близко к ней. В этом году триумфатором стала сборная на Международной астрономической олимпиаде, участники которой получили «золото» и в младшей, и в старшей группе состязаний и в итоге заняли первое место в общекомандном зачете.Правда, пока у нас есть и области знаний, где до подобных результатов весьма далеко, например в географии. Тем не менее министр выразил уверенность, что в будущем году новой сборной удастся показать более представительный результат в этой дисциплине. В связи с этим он предложил уже сейчас подумать, как необходимо изменить подготовку школьников к олимпиадам, чтобы упрочить положение страны на международной интеллектуальной арене.Чтобы подбодрить школьников живым примером успешной карьеры, министр  пригласил на встречу Станислава Смирнова, который дважды был обладателем золотой медали на Международной математической олимпиаде, а в 2010 году стал лауреатом престижной Филдсовской премии. Прежде он работал в университете в Швейцарии, а теперь руководит лабораторией в СПбГУ. Станислав Смирнов пожелал олимпиадникам обязательно идти в науку, потому что сейчас в этом направлении можно добиться больших успехов.- Для нас очень важно, чтобы наши молодые ученые работали в России, и мы будем делать все, чтобы создать для вас достойные условия, – подтвердил Дмитрий Ливанов. – Хотелось бы, чтобы у нас росли свои лауреаты премии Филдса, лауреаты Нобелевской премии и просто талантливые ученые, нацеленные на успех.Услышав о послужном списке именитого гостя, тренеры сборных, которые также были приглашены на встречу, задались вопросом о том, отслеживается ли дальнейшая судьба олимпиадников, не утекает ли вся эта научная элита преимущественно за рубеж.- В нынешнем мире, по сути, нет границ, и талантливый человек должен искать место, где ему лучше. Наша задача состоит не в том, чтобы отслеживать и ставить препятствия, а создавать у себя такие условия, чтобы у нас не только оставались свои специалисты, но и приезжали работать из других стран, – подчеркнул министр.Вдохновленные обещаниями, участники олимпиад перехватили инициативу в разговоре и поделились своими впечатлениями от подготовки и соревнований.- Олимпиада по астрономии – важное мероприятие, которое формирует мировоззрение его участников, заставляет глубже задумываться над вопросами мироздания, над тем, как устроен наш мир, – отметил золотой медалист Международной астрономической олимпиады 2013 года Кирилл Гришин. – Во многом наши достижения идут вопреки сложившейся ситуации, поскольку астрономия не преподается в школе, ряд ее вопросов читается лишь в курсе физики, поэтому чтобы добиться таких результатов, многие учителя должны быть настоящими энтузиастами в своем деле.- В этом году мы завоевали 4 золотые и 2 серебряные медали и поделили третье место в общекомандном зачете со сборной США, – рассказал золотой медалист Международной математической олимпиады этого года Лев Шабанов. – Этот результат нам помогли обеспечить наши школьные учителя и тренеры. Для развития математического образования, на мой взгляд, нужно вносить изменения в школьную программу. Сегодня в стандартном курсе дисциплины читается не такой большой объем материала. Надо улучшить преподавание математического анализа, ввести в курс вопросы линейной алгебры.Участники беседы радостно встретили подобное предложение, потому что проблема несоответствия школьной программы видна в рамках других наук еще сильнее. Например, в информатике, которая на олимпиадном уровне требует решения задач на программирование, в то время как нередко в 11-м классе школьники учатся, например, созданию презентаций. Бесспорно, это полезный навык, но он не соответствует высоким требованиям международного уровня. Правда, что-то изменить в данном вопросе достаточно трудно, поскольку даже в рамках стандартных курсов дисциплин в классах есть отстающие, и изменения программы в сторону ее усиления могут еще больше усугубить ситуацию. Впрочем, если и говорить об изменениях программы, то участники обсуждения согласились, что они более реальны и необходимы скорее на уровне младшей школы. Здесь к разговору с министром вновь подключились тренеры команд.- Мы спрашивали у ребят на сборах, кто и по каким учебникам математики учился в начальной школе. У 22 из 33 это оказался учебник Л.Г.Петерсон, – отметил руководитель национальной сборной на Международной математической олимпиаде Назар Агаханов.Дмитрий Ливанов продолжил мысль, отметив, что качество учебников – важнейший фактор качества образования. Он подчеркнул, что сегодня ведется разработка плана по повышению качества математического образования, и особенно важно, чтобы его дополнили и те выводы, к которым пришли тренеры. Если какие-то учебники выявлены в качестве лучших, то они должны стать основными в школьной программе.- Один из важнейших аспектов нашей работы – непрерывность подготовки. Чем раньше мы начнем, тем лучше, – продолжила разговор о необходимости готовить будущих олимпиадников заранее руководитель сборной на Международной олимпиаде по информатике Марина Цветкова. – Правда, у нас есть сегодня и определенные проблемы в этом направлении: например, детям пятых-шестых классов отказывают в участии в олимпиадах, ссылаясь на то, что они еще не изучают предмет. Даже если у них есть знания и настрой.- Выявлять будущих участников олимпиад нужно уже в начальной школе. Сегодня проводится много соревнований для этой группы, но все они платные. Нам нужно подумать о том, каким бы мог быть формат бесплатного. Не обязательно делать его в масштабе всей страны, оно может быть и региональным. Когда младшие школьники участвуют в соревнованиях, у них горят глаза, они мотивированы, они стремятся быть лучше всех. А потом, если соревнований нет, то они бросают заниматься и уже после не попадают во взрослое олимпиадное движение, – отметил научный руководитель сборной на Международной олимпиаде по информатике Владимир Кирюхин.Впрочем, добиться успеха на олимпиаде можно не только с помощью правильных учебников и раннего старта, важна еще и грамотная психологическая подготовка.- Порой бывает весьма непросто распределить свое время и уделить достаточно внимания тем заданиям, за которые выставляется наибольшее число баллов, – заговорил об этой проблеме золотой медалист Международной химической олимпиады 2013 года Никита Шлапаков. – Но в этом году нашей сборной удалось справиться с этой задачей. В итоге у нас две золотые и две серебряные медали. Думаю, немаловажную роль в этом сыграло то, что соревнования проходили в родных стенах, на химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова.В неофициальном командном зачете сборная России оказалась здесь на шестом месте. Лучше показали себя Китай, Тайвань, Корея, Сингапур. И такая ситуация характерна не только для химической олимпиады. – Если взглянуть на итоговые турнирные таблицы, мы увидим, что вокруг нашей команды обычно находятся сборные стран Юго-Восточной Азии, – подчеркнул руководитель сборной на Международной физической олимпиаде Станислав Козел. – Но это не значит, что мы стали готовить хуже. Это говорит о том, что в этих странах к выступлению на олимпиадам стали относиться как к вопросу государственного престижа. Мне также хотелось бы обратить внимание на проблему соотношения школьной программы и олимпиадной подготовки. Те задачи, которые приходится решать на олимпиадах, не идут ни в какое сравнение со школьными. Мы специально готовим ребят к выступлениям. Например, потому что в школе сегодня преимущественно нет физического эксперимента, и это серьезная проблема.Впрочем, школе сегодня и так отведена большая задача – дать будущим олимпиадникам начальные знания по предмету, заинтересовать им, а затем указать, где можно получить более глубокие знания. Тренеры сборных уже, по сути, занимаются огранкой того драгоценного камня, который находит рядовой учитель. И, по словам самих тренеров, необходимо разработать меры государственного поощрения учителей, которые регулярно выдают победителей.Если обобщить все предложения, которые прозвучали в ходе беседы с министром, то можно заметить, что преимущественно они сводились к тому, что необходимо проводить более длительную подготовку к соревнованиям. В частности, это можно делать с помощью дополнительных сборов, выезда на другие интеллектуальные состязания. Также предлагалось улучшить оснащение школьных лабораторий и т. д.Дмитрий Ливанов отметил, что в связи с поставленными целями по улучшению качества подготовки к международным олимпиадам будут рассмотрены и учтены все варианты, по каждому будут найдены организационная поддержка и финансирование. Также он выразил надежду на то, что все эти мероприятия окажутся действенными, поскольку они были предложены тренерами, а они, как никто другой, знают, какие методы с течением времени зарекомендовали себя. ФактВ этом году нашим сборным пришлось не только выезжать за рубеж и побеждать, но и вникать в особенности организации мероприятий такого масштаба и уровня. В июле для участия в Международной химической олимпиаде в России собрались представители 77 стран. В 2015 году наша страна примет Международную географическую олимпиаду, а еще через год к нам приедут юные информатики со всего мира.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту