Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Школа управления

На плечах кариатид

Демократический централизм Татьяны Лежниной
Учительская газета, №23 от 4 июня 2019. Читать номер
Автор:

Так сложилось, что вся трудовая жизнь Татьяны Владимировны связана с системой образования Ленинского района Екатеринбурга. Сейчас она начальник управления образования, а более 30 лет назад пришла в школу учителем химии. Тогда ее родные удивлялись: вроде не собиралась в педагоги. Мечтала быть криминалистом, потому и на химический факультет поступила. Факультет сотрудничал со школами города, так что первый учительский опыт пришелся на студенческие годы, понравилось. А когда выпускница Уральского государственного университета распределилась в 5‑ю школу, ныне гимназию, то познакомилась с замечательным педагогом – заслуженным учителем России Кларой Петровной Отмаховой, которая серьезно повлияла на ее профессиональные приоритеты.

Восемнадцать лет учительства, работа заместителем директора, затем недолгий, но полезный опыт в учреждении среднего профессионального образования, Колледже предпринимательства и социального управления. Педагог высшей категории, соросовский учитель, победитель городского конкурса «Лидер в образовании», Татьяна Владимировна Лежнина не понаслышке знает радости и сложности учительского труда. С 2013 года она возглавляет районное управление образования: путь логичный и последовательный.
О своем районе Лежнина рассказывает увлеченно: есть чем гордиться, есть о чем беспокоиться. Первая особенность образовательной системы района – большинство школ предоставляют услуги с углубленным изучением отдельных предметов.
– 57 процентов школ района – это четыре гимназии, четыре лицея и столько же школ с углубленным изучением отдельных предметов. Большинство являются победителями приоритетного национального проекта «Образование». Статус важен не сам по себе, он всегда отражает высокий качественный уровень. О каждой из этих школ можно рассказывать отдельно: гимназии №5 и 161 входят в Топ-300 лучших школ России, 70‑я традиционно является оплотом изучения иностранных языков, 120‑я одна из немногих реализует архитектурно-художественный профиль.
Но особо хочу выделить школу №64, которая не входит в статусный список, однако является лидером по количеству детей, ставших лауреатами и призерами различных конкурсов и фестивалей. Здесь создана система работы с одаренными детьми в разных сферах, речь идет не только об учебных успехах, но и о спортивных, творческих достижениях.
– Что вы считаете самой сильной чертой образовательной системы района?
– Думаю, это межведомственное взаимодействие. Образование не должно вариться в собственном соку, результаты выше, если разные структуры делают одно дело. Например, программа социального партнерства «От ДОУ к вузу». Речь идет о позитивной профилактике.
В районе создана целая система мероприятий в данном направлении. Действует координационный совет по профилактике всех видов зависимостей. Скоро каникулы, в их преддверии мы проводим акцию «Лето. Подросток, где ты?»: информируем о городских и загородных лагерях, клубах по месту жительства, чтобы подростки и их родители знали, как интересно, полезно и недорого можно организовать каникулярный сезон.
«Панорама мастер-классов» предназначена для педагогов района и города, это демонстрация возможностей профилактики. В ней участвуют и учреждения профессионального, дополнительного образования, и учреждения культуры и спорта.
Создана служба школьной медиации. Лицей №173 – городская инновационная площадка в данном направлении. Педагоги-медиаторы проходят специальную подготовку в психолого-педагогическом центре «Диалог». Привлекаем также студентов факультета конфликтологии Уральского государственного педагогического университета. В конфликтных комиссиях обязательно присутствует человек извне, не имеющий отношения к конкретной школе, способный занять позицию отстраненности.
– Возьмем нередкую ситуацию: ребенок и педагог не понимают друг друга. Ученик грубит, педагог наказывает оценкой. Все стороны, включая родительскую, недовольны…
– Да, в подобных случаях привлекаем службу медиации, или школьного примирения, она позволяет решить проблему чаще всего без административного ресурса и с наименьшими эмоциональными потерями.
– Татьяна Владимировна, продолжим разговор об особенностях территории теперь уже с позиции проблем. Ряд школ, а также детские сады Ленинского района переполнены, как нигде.
– У нас сильна полярность в инфраструктуре, так сложилось. В центре расположены школы с историей и традициями, но большинство из них обитают в зданиях с высоким процентом износа и требуют либо реконструкции, либо капитального ремонта.
А вот в динамично развивающемся микрорайоне Академический построены великолепные школы, соответствующие всем современным требованиям, однако они вынуждены принимать учеников в разы больше, чем было рассчитано. Средние общеобразовательные школы №16 и 19 самые крупные в Екатеринбурге, здесь обучаются 2400 и 2200 детей соответственно. Ситуация с помещениями напряженная, однако руководству удается создавать комфортные условия для получения знаний. Внутренние ресурсы используются максимально эффективно. Проводится перепланировка, под классы переоборудованы все возможные помещения. Четко отлажен учебный процесс. Да, мы вывели наши школы на работу в две смены (из 21 школы района только 2 остались односменными), другого варианта просто нет.
Еще острее проблема в микрорайоне Краснолесье, где, по сути, лишь одна школа №181. Активное строительство жилого фонда здесь никак не коррелируется с инфраструктурой.
– Не удержусь от критической реплики: и вновь мы наступаем на те же грабли. Сколько раз уже было такое: возводится новый жилой район, можно предположить, что в него заедут в основном молодые семьи, значит, будет много детей. А необходимое количество школ и садов не закладывается…
– Это верно, и все же предвидеть, что будет столько первоклассников, как сейчас, мы не могли. Очень благодарны школе №23 Верх-Исетского района, которая тоже расположена в Академическом, в ней организовано 15 (!) первых классов, что позволило несколько снизить поток в 16‑ю и 19‑ю.
Безусловно, администрации города Екатеринбурга и Ленинского района осознают проблему. Надеемся, что сентябрь 2020 года 181‑я школа встретит с новым пристроем. Есть соглашение с администрацией города и девелопером «Атомстройкомплекс», что в Краснолесье будет создано еще одно образовательное учреждение, под него уже зарезервирован земельный участок. Новый детский сад будет построен в Академическом. Это только в ближайшие три года!
– Когда в учебном процессе задействовано все школьное пространство, не остается места для дополнительного образования?
– Как вариант некоторые школы переходят на пятидневный учебный график, и суббота выделяется для кружков, секций, внеклас­сных мероприятий. Кроме того, у нас есть Дом детского творчества, не побоюсь такой высокой оценки, уникальное учреждение, которое привлекает огромное количество детей. В результате 75 процентов учащихся заняты в дополнительном образовании.
В качестве примера хочу рассказать о волонтерском движении. Это тоже особенность района: волонтерский отряд создан в каждой школе. Характерная черта – 15 процентов участников сами находятся в трудной жизненной ситуации: не только им помогают, но и они помогают тем, кому еще труднее, – старикам, детям с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с аутизмом проводится акция «Равный обучает равного». Отряд «Искатель» участвует в поисковой деятельности. Отряд «Спасатель» изучает основы военной службы, принципы оказания первой медицинской помощи…
– Один из проектов Ленинского управления образования – непрерывность профессионального совершенствования педагогических кадров – получил признание на всероссийском уровне. Расскажите о нем, пожалуйста.
– Речь идет о «профессиональном лифте». Учитель передвигается по профессиональным этажам: педагог-стажист, педагог-наставник, педагог-методист. Очередное звание присваивается внутри образовательной организации. А так как параллельно включается материальное стимулирование, создается серьезный мотив к профессиональному росту и для молодых кадров, и для опытных. Большой плюс – последние два года поступают целевые областные субвенции непосредственно в образовательные организации на повышение квалификации учителей, что позволяет сделать эту работу более качественной и адресной.
В Екатеринбурге действует успешный проект «Учитель будущего». Создаются стажерские пары, когда молодой специалист присоединяется к педагогу-стажисту, который может быть даже из другого образовательного учреждения. Да и традиционное наставничество никто не отменял, в школах, где эта система активна, молодые учителя задерживаются, не уходят из профессии.
Большое значение имеет и работа с кадровым резервом, создана система постоянного повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.
– Татьяна Владимировна, как вы охарактеризуете собственную команду? Ваши методы руководства?
– Мне наиболее близок принцип демократического централизма. Когда-то это понятие было широко распространено, сейчас оно упоминается нечасто, но его принципы представляются верными. С одной стороны, коллегиальность, с другой – ответственность за принятие решений на руководителе.
Стараюсь поддерживать коллег и отмечать их профессиональные достижения. Важно создание ощущения необходимости каждого на своем месте, его незаменимости, чтобы каждый специалист чувствовал себя асом в своем деле. Команда у меня замечательная. Но общая проблема управленцев – высокая загруженность. Неженский труд! Но, с другой стороны, только женщины и способны такую нагрузку выдержать.
– Назовите, пожалуйста, три приоритетные задачи для образования района на ближайшее будущее.
– Первое – то, о чем мы уже говорили, – развитие сети школ и детсадов, чтобы хватало мест для комфортных условий каждого ученика и дошкольника.
Второе – повышение профессионализма административных работников образовательных учреждений, директоров и заместителей. Когда школу возглавляет грамотный специалист, владеющий современными методами управления, разбирающийся в финансовых и правовых вопросах, не боящийся брать на себя ответственность, школа процветает.
Третье – поддержание высокого уровня межведомственного взаимодействия, что создает безопасные условия для развития одаренности детей.

Екатеринбург

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt