На заседании Совета по науке и образованию Президент России Владимир Путин заявил, что нам необходим собственный рейтинг оценки лучших вузов. Ректор МГУ Виктор Садовничий в свою очередь рассказал о том, что намерен повторно обратиться в Министерство образования и науки с просьбой ускорить работу над созданием национального рейтинга университетов.
Почему мы не можем довольствоваться уже существующими и отлаженными зарубежными практиками? Международные рейтинги, конечно же, ориентируются на свои индикаторы. Большую роль играет экспертное мнение, и, к сожалению, многие отечественные вузы оказываются недооцененными исключительно потому, что эксперты о них просто ничего не знают. В некоторых рейтингах таких оценок нет, а во внимание принимаются, к примеру, индексы цитируемости в англоязычных журналах Web of Science, Scopus. Конечно же, тут мы по объективным причинам проигрываем странам, для которых английский – родной язык. Так что одна из важнейших задач, которая стоит перед вузами, претендующими на попадание в международные рейтинги, – научить свой профессорско-преподавательский состав писать по-английски. Для чего России вообще нужен собственный «академический хит-парад»? Абсолютно точно не для того, чтобы во всеуслышание заявить, дескать, Московский государственный университет у нас на первом месте, а крохотный педагогический вуз на Крайнем Севере – на последнем. Что проку в этой информации? Аутсайдеры при всем желании наработки МГУ использовать не смогут. На мой взгляд, было бы разумно составить перечень университетов, в котором их деятельность оценивалась бы с разных позиций: с точки зрения научной активности, социальной жизни, наличия общежития, информационной среды, доступности для лиц с ограниченными возможностями и специальными потребностями. Перво-наперво нужно сформулировать все эти требования и привлечь к их обсуждению не столько представителей высшей школы, сколько общественность, для которой вузы и работают. Ведь кому интересен рейтинг в первую очередь? Конечно же, абитуриентам и их родителям. Преподавателям в поисках места службы. А еще потенциальным инвесторам, российским и зарубежным, которые хотят получать высокотехнологичные разработки. При этом по количеству мест в общежитии вуз может выйти в лидеры, а по внебюджетной активности значительно отставать. Но каждый заинтересованный будет обращать внимание на те показатели, которые важны лично ему.Кроме того, я бы подумал о том, чтобы помимо собственно вузов рейтинговать для абитуриентов отдельные специальности. Потому как можете ли вы утверждать наверняка, где более качественно готовят, например, физиков: в МГУ, СПбГУ, Физтехе, МИФИ, Бауманке или в Новосибирском университете? Я не могу, и никто, уверен, не может. Ведь не секрет, что даже в самом блестящем университете отдельные специальности иногда представлены слабо и бледно, а в вузе средней руки – на высшем уровне. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии