search
main
0

На пепелище. Далекое – близкое

После окончания Ставропольского учительского института я прибыла в Корчежинскую семилетнюю школу Бельского района Великолукской (ныне Тверской) области. Шел первый послевоенный год. От кирпичного здания школы уцелели только стены. На пепелище, оставшемся после пожара, во всех деревнях были построены однокомнатные домики. В этих домиках и занимались мы с детьми.

Хозяева жили здесь же. Но ни разу на уроке никто не обратил внимание, если на печке спала бабушка или под печкой хрюкал поросенок или кукарекал петух. Все жители этих домиков, а также наши ученики возвратились из Германии, куда их угоняли немцы. От учителей, детей, местных жителей я узнала, что, отступая, фашисты сожгли все, а население угнали в Германию (правда, деток-блондинов до трех лет еще раньше отобрали у родителей и отправили в спецдома, воспитывая их как детей Рейха). Самый старший ученик в моем 7-м классе был Юдов Анатолий – ему восемнадцать, а мне двадцать. В Германии он работал на подземном заводе. Ученики помоложе работали на стройках, в мастерских по ремонту военной техники. А две сестрички-погодки Кочновы, худенькие, бледненькие, жили в военном госпитале, сдавали кровь раненым. Теперь все возвратились домой. В одинаковых домиках, построенных государством, жили по двое, по трое, ожидая родных. Но за два года моей работы возвратились всего четыре человека. …Меня часто приглашают в школы. На уроках Мужества я рассказываю о трудных судьбах детей в годы войны. И всегда в классе стоит чуткая тишина. ​Лилия ИВАНОВА, ветеран войны и труда, отличник просвещения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте