«Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля, у многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести». И спустя 95 лет простые слова Надежды Константиновны Крупской, обращенные к шкрабам тридцатых годов, не потеряли своей значимости. Первый номер «Учительской газеты» вышел 3 октября 1924 года. Орган Центрального комитета Союза работников просвещения СССР выходил под коллективной редакцией семи человек – Н.К.Крупской, А.Н.Багрецова, С.Б.Ингулова, Ф.В.Кипарисова, А.А.Коростелева, М.Ф.Ломакина, Н.Н.Попова.
Разруха, голод, повальная безграмотность, детская беспризорность… Страна, не оправившись от одной революции, вступала в другую – культурную. Крупская возглавляла с 1920 года Главполитпросвет при Наркомпросе, а в 1929‑м стала заместителем наркома просвещения РСФСР.
«Планировалось к 1925 году довести минимум учительского заработка до 30 рублей. Увы! Просвещенцам придется подождать. Нет средств для этого в нищем бюджете просвещения. Победа на культурном фронте требует упорной, самоотверженной, будничной, черновой работы», – обращается к учителям в первых номерах издания газеты Крупская. Она верила в учительство, называя его «реально действующей силой на культурном фронте». О необходимости издания писала так: «Культурный фронт – это основа всего. Учительская масса станет влиятельной, только сплотившись. Помочь сплочению может газета».
Путь учителя труден, отрывает его от дел забота о куске хлеба, мешает то, что приходится работать с голыми руками, не вооруженными необходимыми знаниями, трудно работать с безграмотными, темными родителями, часто при отсутствии самых элементарных культурных условий. Понимание учительского быта, сочувствие к женской доле крестьянок очень подкупают, когда читаешь в газете публикации Крупской. К ней на стол ежедневно ложились сотни писем. И каждое не оставалось без внимания. «У нас, сетовала молоденькая учительница, если зовешь на собрание, отвечают, что как Иван Михайлович скажут, мужа своего крестьянка называет на «вы». Сколько еще у нас безграмотных работниц и крестьянок, как завалены они домашней работой, говорить не приходится», – сочувствует рассказчице, приводя этот пример в статье, Надежда Константиновна. «Чрезвычайно важно сейчас как можно шире развивать учреждения, разгружающие женщин, – ясли, детсады, в городах пошивочные мастерские, прачечные…»
Много внимания заместитель наркома просвещения уделяет тому, каким должно быть воспитание в детских садах. «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции, – пишет Крупская. – Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе. Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят… Задача – дать детям как можно больше коллективных переживаний. Совместное слушание захватывающе интересного рассказа, хоровое пение, участие в празднике, общая радость и горе сближают ребят. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки».
Примечательно, что в 1937-1938 годах Н.К.Крупская составила проект устава детского сада и возглавила комиссию по разработке новой программы детских садов.
В тридцатые годы в повестке дня один из главных вопросов – подъем народного хозяйства и подготовка для него квалифицированных кадров. Школа нуждается в коренной перестройке, она должна стать политехнической, высшая школа должна наладить тесную связь с промышленностью и сельским хозяйством, чтобы готовить строителей новой жизни. Практически в каждом номере «Учительской газеты» труды заместителя наркома просвещения. «В поисках новых путей», «О детском доме», «Пионерское движение и школа» – эти и другие работы Крупской давали ответы на самые насущные вопросы.
«Чтобы мировоззрение детей было устойчивым, необходима самостоятельность учащихся в формировании их взглядов на вещи. Боюсь, что мы в ребятах не будим новых интересов, как-то шаблонизируем очень их жизнь, опекаем очень. Надо воспитывать таких ребят, которые стоят близко к жизни, а не таких, которые самостоятельно дыхнуть не смеют», – писала Крупская.
Примечательно, что 42‑й номер газеты от 9 апреля 1930 года уже выходит под новым названием – «За коммунистическое просвещение». Этого изменения повелительно требует жизнь, сообщается в передовой статье. «ЗКП» должна освещать опыт борьбы боевого авангарда, который должен повести за собой «болото», перевоспитывая и отрывая его от классового врага (прежнее название – «Учительская газета» – возвращено изданию 3 октября 1937 года).
В статьях Крупской можно найти немало полезного и актуального и для наших дней. К примеру, одна из заслуг второго лица в Наркомпросе – то, что детской и школьной библиотеке отводилась в то время первая роль в воспитании культуры чтения. Надежда Константиновна впервые вводит понятие «библиотекарь-педагог» (хорошо, что мы вернулись к тому же статусу библиотекаря, работающего в школе).
«Детская книга – могущественное орудие социалистического воспитания», – наставляет она шкрабов и библиотекарей в 1931 году на страницах «ЗКП». «Надо, чтобы детская книга вооружала ребят для борьбы и строительства, будила в них соответствующий интерес, организовывала их в этом направлении. Необходима борьба с детской книгой, чуждой идеологической направленности. Это не значит, что нужно бросать в печь все, написанное некоммунистами, – предупреждает Крупская. – Нужен умелый отбор, нужны предисловия ко многим книжкам, нужны приложения, дающие современный материал… В художественном отношении детская книга должна стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общей. Она не должна быть суха, грубо тенденциозна, должна быть интересна для детей, увлекать их, будить их мысль, содействовать развитию у них общественных инстинктов, стремления к жизни в коллективе. Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми».
Требуя широкого исторического обоснования взглядов К.Д.Ушинского, Крупская писала: «Биография Ушинского, знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, их анализ дадут педагогу возможность ориентировки в том, что надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись к различным течениям в советской педагогике».
«Н.К.Крупская как историк педагогики»,
«УГ» №25 от 26 февраля 1941 года
«УГ» №5 от 27 января 1928 года
Составители посмотрели на Надежду Константиновну и, обескураженные, промолвили: «Да, конечно, без этого нельзя».
Мысли, высказанные ею, подтвердили все члены комиссии.
– Ну вот и хорошо, – обрадованно сказала Надежда Константиновна. – Составители с нашей критикой согласны. Получайте три недели и давайте нам доработанный проект программы».
«УГ» №25 от 26 февраля 1959 года
Комментарии