search
main
0

На ниве просвещения

Будничную, черновую работу Крупская сделала плодотворной

«Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля, у многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести». И спустя 95 лет простые слова Надежды Константиновны Крупской, обращенные к шкрабам тридцатых годов, не потеряли своей значимости. Первый номер «Учительской газеты» вышел 3 октября 1924 года. Орган Центрального комитета Союза работников просвещения СССР выходил под коллективной редакцией семи человек – Н.К.Крупской, А.Н.Багрецова, С.Б.Ингулова, Ф.В.Кипарисова, А.А.Коростелева, М.Ф.Ломакина, Н.Н.Попова.

Разруха, голод, повальная безграмотность, детская беспризорность… Страна, не оправившись от одной революции, вступала в другую – культурную. Крупская возглавляла с 1920 года Главполитпросвет при Наркомпросе, а в 1929‑м стала заместителем наркома просвещения РСФСР.
«Планировалось к 1925 году довести минимум учительского заработка до 30 рублей. Увы! Просвещенцам придется подождать. Нет средств для этого в нищем бюджете просвещения. Победа на культурном фронте требует упорной, самоотверженной, будничной, черновой работы», – обращается к учителям в первых номерах издания газеты Крупская. Она верила в учительство, называя его «реально действующей силой на культурном фронте». О необходимости издания писала так: «Культурный фронт – это основа всего. Учительская масса станет влиятельной, только сплотившись. Помочь сплочению может газета».
Путь учителя труден, отрывает его от дел забота о куске хлеба, мешает то, что приходится работать с голыми руками, не вооруженными необходимыми знаниями, трудно работать с безграмотными, темными родителями, часто при отсутствии самых элементарных культурных условий. Понимание учительского быта, сочувствие к женской доле крестьянок очень подкупают, когда читаешь в газете публикации Крупской. К ней на стол ежедневно ложились сотни писем. И каждое не оставалось без внимания. «У нас, сетовала молоденькая учительница, если зовешь на собрание, отвечают, что как Иван Михайлович скажут, мужа своего крестьянка называет на «вы». Сколько еще у нас безграмотных работниц и крестьянок, как завалены они домашней работой, говорить не приходится», – сочувствует рассказчице, приводя этот пример в статье, Надежда Константиновна. «Чрезвычайно важно сейчас как можно шире развивать учреждения, разгружающие женщин, – ясли, детсады, в городах пошивочные мастерские, прачечные…»
Много внимания заместитель наркома просвещения уделяет тому, каким должно быть воспитание в детских садах. «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции, – пишет Крупская. – Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе. Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят… Задача – дать детям как можно больше коллективных переживаний. Совместное слушание захватывающе интересного рассказа, хоровое пение, участие в празднике, общая радость и горе сближают ребят. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки».
Примечательно, что в 1937-1938 го­дах Н.К.Крупская составила проект устава детского сада и возглавила комиссию по разработке новой программы детских садов.
В тридцатые годы в повестке дня один из главных вопросов – подъем народного хозяйства и подготовка для него квалифицированных кадров. Школа нуждается в коренной перестройке, она должна стать политехнической, высшая школа должна наладить тесную связь с промышленностью и сельским хозяйством, чтобы готовить строителей новой жизни. Практически в каждом номере «Учительской газеты» труды заместителя наркома просвещения. «В поисках новых путей», «О детском доме», «Пионерское движение и школа» – эти и другие работы Крупской давали ответы на самые насущные вопросы.
«Чтобы мировоззрение детей было устойчивым, необходима самостоятельность учащихся в формировании их взглядов на вещи. Боюсь, что мы в ребятах не будим новых интересов, как-то шаблонизируем очень их жизнь, опекаем очень. Надо воспитывать таких ребят, которые стоят близко к жизни, а не таких, которые самостоятельно дыхнуть не смеют», – писала Крупская.
Примечательно, что 42‑й номер газеты от 9 апреля 1930 года уже выходит под новым названием – «За коммунистическое просвещение». Этого изменения повелительно требует жизнь, сообщается в передовой статье. «ЗКП» должна освещать опыт борьбы боевого авангарда, который должен повести за собой «болото», перевоспитывая и отрывая его от классового врага (прежнее название – «Учительская газета» – возвращено изданию 3 октября 1937 года).
В статьях Крупской можно найти немало полезного и актуального и для наших дней. К примеру, одна из заслуг второго лица в Наркомпросе – то, что детской и школьной библиотеке отводилась в то время первая роль в воспитании культуры чтения. Надежда Константиновна впервые вводит понятие «библиотекарь-педагог» (хорошо, что мы вернулись к тому же статусу библиотекаря, работающего в школе).
«Детская книга – могущественное орудие социалистического воспитания», – наставляет она шкрабов и библиотекарей в 1931 году на страницах «ЗКП». «Надо, чтобы детская книга вооружала ребят для борьбы и строительства, будила в них соответствующий интерес, организовывала их в этом направлении. Необходима борьба с детской книгой, чуждой идеологической направленности. Это не значит, что нужно бросать в печь все, написанное некоммунистами, – предупреждает Крупская. – Нужен умелый отбор, нужны предисловия ко многим книжкам, нужны приложения, дающие современный материал… В художественном отношении детская книга должна стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общей. Она не должна быть суха, грубо тенденциозна, должна быть интересна для детей, увлекать их, будить их мысль, содействовать развитию у них общественных инстинктов, стремления к жизни в коллективе. Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми».

Когда читаешь сегодня статьи из далекого прошлого, то под другим углом зрения начинаешь видеть современные проблемы. Мы сколько угодно можем сетовать на нечитающее поколение. А что мы сами последовательно изо дня в день делаем, чтобы сделать поколение читающим? Может, следует поучиться упорству у наших предшественников, сумевших одолеть даже повальную безграмотность населения?

«Статью «К вопросу об изучении истории педагогики» Крупская написала в 1937‑м, но появилась она в печати только в 1940‑м. В ней Н.К.Крупская поставила вопрос о том, что молодые педагоги должны глубже и лучше изучать историю педагогики, а следовательно, и наследство классиков педагогики, таких, например, как К.Д.Ушинский. В то время, когда Надежда Константиновна писала свою статью, некоторые «теоретики» не только недооценивали роль и значение К.Д.Ушинского, не только извращали его глубокие мысли, но и трактовали всю его педагогическую систему лишь негативно, как систему, созданную сторонником самодержавия и православия, представителем реакционного дворянства.
Требуя широкого исторического обоснования взглядов К.Д.Ушин­ского, Крупская писала: «Биография Ушинского, знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, их анализ дадут педагогу возможность ориентировки в том, что надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись к различным течениям в советской педагогике».

Из статьи профессора Н.Константинова
«Н.К.Крупская как историк педагогики»,
«УГ» №25 от 26 февраля 1941 года
 
«Теперь ученик больше знает о жизни широких масс. Нередки случаи, когда, высказываясь о жизни, он говорит как хозяин. Однако больным местом его является то, что он не привык еще к литературному языку. Поэтому необходим особый подход к изучению с ним классиков. Педагог должен уметь перекинуть мост между великими произведениями искусства и тем, что ученик переживает в повседневной жизни. Недостаток нашей школы в неумении научить писать и говорить литературно. А без умения литературно выражать свои переживания у нас не может быть создана подлинно народная литература».

Н.Крупская «Словесник на трибуне»,
«УГ» №5 от 27 января 1928 года
 
«На заседании комиссии по рассмотрению проекта программы по педагогике для педагогических техникумов всех удивила речь председателя комиссии Н.К.Крупской. Она обратила внимание на то, что составители программы начинают говорить о воспитании детей лишь с периода Октябрьской революции. А что же, других-то общественно-исторических формаций (феодальной, капиталистической) не было и воспитание там не проводилось? Неужели не должны знать наши учителя, как проводилось воспитание в других общественно-исторических формациях?
Составители посмотрели на Надежду Константиновну и, обескураженные, промолвили: «Да, конечно, без этого нельзя».
Мысли, высказанные ею, подтвердили все члены комиссии.
– Ну вот и хорошо, – обрадованно сказала Надежда Константиновна. – Составители с нашей критикой согласны. Получайте три недели и давайте нам доработанный проект программы».

Из публикации С.Литвинцева «Памятная беседа»,
«УГ» №25 от 26 февраля 1959 года 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте