Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

На лучах звезды. Москва с высоты МГУ

Учительская газета, №23 от 5 июня 2007. Читать номер
Автор:

7-8 июня факультет журналистики МГУ отмечает 60 лет со дня создания. В связи с этой датой туда приглашаются выпускники разных лет, ветераны журналистики, чтобы поделиться воспоминаниями и рассказами о годах учебы и работы. Виталий Семенович БАТАЛОВ окончил этот факультет в 1962 году. Однако ему довелось не только учиться в МГУ, но и строить главный университет страны. Об этом – его очерк.

Начало далеких пятидесятых годов. Время восстановления разрушенного войной хозяйства страны. Время рождения нового облика Москвы, строительства первых девяти ее высотных зданий. Время, когда эхо нашей великой Победы над фашизмом еще витало в воздухе, вызывало общий подъем. И находило отзвук в каждой душе подлинных патриотов Отчизны.

Мы, недавние выпускники десятилеток, освоившие первые свои рабочие профессии, трудились тогда вместе со всеми на строительстве нового здания Московского университета на Ленинских горах. Работали и продолжали учиться – в вечерних школах, техникумах, институтах. На стене общежития в Зарядье висел лозунг-призыв, который и сейчас был бы к месту: «Каждому рабочему – высшее образование». До сих пор считаю, что эти слова могут быть прекрасным девизом в жизни каждого молодого человека. Сочетание практики с теорией всегда давало плодотворные результаты.

Учеба молодых людей всячески поощрялась. Отпуск ученикам вечерних учебных заведений давали в самое благоприятное время. Списки учеников висели на самых почетных местах, а в нашем общежитии выставлялись в этих списках даже полученные за четверть оценки. Не очень-то приятно было видеть себя в числе отстающих. И наоборот – хорошо успевающий в учебе рабочий заметно продвигался по ступеням мастерства.

Совершенствовались мы и в профессиях.

Я получал тогда первые навыки в шоферском деле, мой приятель Юрий Горшков начинал электриком-силовиком. Часто, собравшись в выходной день на высоком берегу Москвы-реки и любуясь широкой панорамой столицы, мы размышляли о жизни, говорили о судьбе уцелевших отцов, отстоявших Родину, гордились ими, мечтали о будущем.

– Кем ты хочешь быть? – спрашивал я Юрия. Он был наш кумир, к тому же мастерски играл на аккордеоне.

– Инженером! – уверенно отвечал Юрий.

Большие планы были у каждого.

Самосвал ЗИС-585 был тогда чудом техники, с деревянной кабиной. Потом кабины заменили полностью железными. Возили грузы, не покладая рук, в три смены. Было очень много бетонных работ, здания строились прочно, на века, нужны были для них не только мощные фундаменты, но и все несущие конструкции делались с большим запасом прочности. Ведь сооружения такой высоты строились тогда впервые в нашей стране.

Однажды я привез для самой высокой части МГУ, ее шпиля, венчающего все здание, какие-то запакованные ящики. А высота этого шпиля, к сведению читателя, превышает тридцать метров, к тому же венчает его звезда, обрамленная колосьями. Ящики доставили на лифте на самый верхний этаж. И захотел я посмотреть на Москву с самой высокой точки.

Однако у входа в шпилевую часть стоит охранник с оружием.

– Нельзя, – говорит. – Туда никого не пускают.

– Но я же строитель этого здания. Хочу сверху на него посмотреть, – говорю я.

Охранник остается непреклонным. Выручил начальник участка, пожилой инженер с начинающими седеть висками.

– Пусть посмотрит, – сказал он. – У молодежи все впереди, все им надо знать. К тому же очень нужный груз нам привез.

Внутри шпиля оказалось довольно просторно. Поднимаюсь вверх по многочисленным лестницам с площадки на площадку. Стены все сужаются. Наконец поднимаю люк над головой и… оказываюсь на балконе, расположенном у основания самой звезды, немалых размеров, блещущей зеркальными боками. На верхних горизонтальных кромках лучей также два балкона. Подниматься туда надо внутри обрамляющих колосьев по небольшой лестнице.

Сопровождающий меня страж высоты открывает небольшую дверь внутрь колоса, и я поднимаюсь по лесенке на один из самых верхних балконов.

Высота – дух захватывает. Тает в дымке панорама столицы с излучиной Москвы-реки и силуэтами еще восьми высотных зданий. Под лучами яркого летнего солнца еще сочнее выглядит зелень лесных массивов, опускающихся к зеркальной поверхности реки. Редкие облака, проплывающие над головой, кажется, можно достать рукой. А по другую сторону, если смотреть за Раменки, на запад, видны желтеющие квадраты колхозных полей (теперь их, конечно, давным-давно нет). Люди внизу кажутся муравьями, машины – игрушками.

Однако стоять на этом балкончике довольно-таки страшновато. Под порывами ветра звезда ощутимо раскачивается вперед-назад, и конструкции слегка поскрипывают. Полюбовавшись видом Москвы, спускаюсь по лестницам вниз.

– Ну как? – спрашивает начальник участка. – Увидел Москву с птичьего полета?

– Увидел. Картина на всю жизнь.

– Еще внукам потом расскажешь, – серьезно заключил инженер. (И слова эти оказались пророческими.)

Потом, в обеденный перерыв, я решил запечатлеть этот день на память, съездил в ближайшее фотоателье, привез фотографа, и он запечатлел меня на фоне почти законченного здания.

Помню, когда основные работы на МГУ заканчивались, прошел слух, что наше здание решил осмотреть сам Сталин. Что тут началось! Невообразимая суматоха поднялась на всех участках. Нас, шоферов, заставляли, упрашивали, умоляли остаться еще на вторую смену, задержаться «хоть на часок». Никто не считался ни с какими «сверхурочными». Убирали, подметали, красили все углы и закоулки, шлифовали, полировали – словом, наводили повсюду невообразимый блеск. Целую неделю продолжался самый настоящий хаос, поскольку точно был известен день, назначенный для осмотра.

И вот этот день наступил. Звучали репродукторы, висели свежие плакаты и лозунги, трепыхались на ветру флаги. Строительные бригады в новых синих спецовках, специально выданных по этому случаю вместо старых и грязных, чинно рассаживались и расставлялись в установленных местах. Нас, шоферов, заставили помыть машины, покрасить их борта. Целый день, с утра до вечера практически никто ничего не делал, напряженная обстановка ожидания захватила всех.

Однако никто не приехал оценить наши старания, и только утром следующего дня мы узнали: «отец народов» все-таки посетил стройку… во втором часу ночи, когда на стройплощадках практически никого не было кроме сторожей. А мы так для него старались…

Напряженные дни продолжались вплоть до полного окончания строительства и сдачи здания в эксплуатацию к осени 1953 года, когда в новые аудитории пришли первые студенты.

Добавлю еще, что после армии я закончил факультет журналистики Московского университета, который сам и строил, работал корреспондентом «Комсомольской правды», Всесоюзного радио и АПН. А мой друг Юрий Горшков стал квалифицированным инженером-электриком, участвовал в сооружении объектов атомной энергетики, награжден орденом Ленина, словом, все мои друзья по Зарядью стали впоследствии известными людьми.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту