search
main
0

На личном примере. Директор начинает с себя… и школа выигрывает

Чернореченская школа – старейшая в Оренбуржье. В 2021 году она отметит свой очередной юбилей – 150 лет. За последние 80 лет ею руководили 15 директоров. Каждый оставил после себя добрую память, каждый вписал в историю школы новые яркие страницы. Кстати, одна из школьных рекреаций с недавних пор посвящена этим пятнадцати легендарным директорам. Как в истории любой страны, случались и здесь небольшие периоды «междуцарствия», когда школой руководили люди, назначенные временно. Они выполняли свои обязанности, но шли привычной колеей, не углубляясь в творчество и развитие. Просто потому, что не считали школу своим детищем, требующим неусыпной заботы и постоянного душевного труда.

Именно в один из таких периодов приняла Чернореченскую школу нынешний директор Ирина Гонышева. Это было семь лет назад, в феврале 2011 года. Незадолго до этого родился ее четвертый ребенок – сын. Несколько месяцев Ирина Витальевна была полностью погружена в семейные хлопоты, с радостью отдавала все свое время и силы собственным детям. Ни о каком директорстве не было даже мыслей. Но опыт руководящей работы был, и немалый (работала 9 лет заместителем директора по воспитательной работе, был и 9‑летний стаж муниципальной службы), именно на него и сделало ставку руководство образованием района. Ситуация на тот момент была близка к критической: исполняющий обязанности директора ждал скорейшего «освобождения» от директорских пут, заместители по учебно-воспитательной и воспитательной работе находились в декретном отпуске, все это сказывалось на результатах.Коллектив встретил нового директора хорошо, вполне дружелюбно. Поначалу, как это часто бывает, педагоги присматривались. Кто-то считал, что очередной назначенец пришел ненадолго и скоро уйдет. Когда же Ирина Витальевна стала одну за другой реализовывать новаторские идеи, поняли, что ошиблись. Первыми нововведениями стали возврат к пятидневке (раньше в школе был такой опыт) и перевод начальной школы в другое крыло. Этому педагоги не сопротивлялись, но и помочь не могли – в тот момент все заместители директора находились в отпусках по уходу за детьми. Ирине Витальевне пришлось самой собирать команду. Первой, кто пришел ей на помощь и до сих пор является соратником и правой рукой директора, стала Татьяна Равильевна Бочкарева. Вклад Татьяны Равильевны в успех школы высоко оценен: она победитель регионального конкурса «Лидер в образовании», победитель Всероссийского конкурса лучших учителей, имеющих высокие достижения в педагогической деятельности и получивших общественное признание, обладатель премии губернатора Оренбургской области.В 2013 году в команду влилась Ирина Николаевна Малина. Ей доверили курировать учебную работу. Опыт управления в сфере образования и культуры позволил Ирине Николаевне умело и гибко решать организационные и кадровые вопросы.А они стояли в тот момент очень остро. Так называемые кадровые вливания происходили практически ежегодно, но оказывались малоэффективными. Пробовали привлекать совместителей, приглашали иногородних учителей, но эта практика не увенчалась успехом: приезжали-уезжали. Хотя многие уезжали на повышение с искренней благодарностью за отличную профессиональную подготовку (Чернореченскую школу коллеги стали даже в шутку называть «кузница оренбургских кадров»), это не могло быть утешением – вакансии оставались открытыми, учащимся требовались хорошие педагоги. Тогда обратились к односельчанам, имеющим педагогическое образование по другим направлениям, создали благоприятные условия для профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Помогли органы местной власти – выделили деньги на обучение. Штат собирали буквально по крупицам. Но в итоге в школу пришли свои, выпускники и родители, знающие традиции и стиль работы школы. Именно такие нужны селу – люди, берущие на себя и профессиональную, и гражданскую (человеческую) ответственность за результаты труда. Пришли и молодые, опять же из своих, и опытные педагоги. Дело пошло на лад.Очень важную роль сыграло своевременное и справедливое поощрение учителей, которое установили руководители школы в числе других основополагающих принципов. «Знать сокола по полету», «сделал дело – получи по заслугам», «большому кораблю – большое плавание» – следование этим принципам позволило раскрыться потенциалу каждого учителя. Причем поощрения получают учителя не только внутри школы, но и в региональной системе образования. За четыре последних года три педагога получили почетные грамоты Министерства образования Оренбургской области, фотографии двух учителей занесены на Доску почета Оренбургского района, два педагога награждены грамотами Министерства образования и науки РФ.Трудно поверить, но до прихода Ирины Гонышевой в течение двадцати лет чернореченские педагоги не имели ни одного поощрения. Не потому что плохо работали, а потому что администрация не уделяла этому вопросу никакого внимания, считая его несущественным. На самом же деле педагогам, которые работают на совесть, очень важно общественное признание. Оно дает силы и вдохновляет на новые свершения. Но мы вернемся к команде единомышленников, которые сообща вели школу к успеху. Еще одним ее членом стала Светлана Анатольевна Шустер. Под руководством Светланы Анатольевны дошкольное звено стало активно участвовать во многих социальных и образовательных проектах.В 2015 году в команду влилась Оксана Анатольевна Качкова, в прошлом методист районного Дома творчества. Ей были поручены организация исследовательской деятельности и аттестация педагогов, олимпиадное движение и работа с одаренными детьми. Результаты не заставили себя ждать. Учащиеся Чернореченской школы стали победителями XXIV Всероссийских юношеских чтений имени В.И.Вернадского и Всероссийской конференции исследовательских краеведческих работ «Отечество», вошли в число финалистов Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления, стали призерами Всероссийской акции «Я – гражданин России», лауреатами премии губернатора Оренбургской области, стипендиатами главы Оренбургского района. Выпускница школы, студентка Оренбургского педагогического университета Лиза Гордиенко, которая в школьные годы была лауреатом премии главы Оренбургского района и премии губернатора Оренбургской области и призером Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления, в 2018 году стала призером Всероссийской олимпиады для студентов педагогических специальностей «Я – профессионал» и присутствовала на встрече с Президентом РФ В.В.Путиным. Школа считает победу Лизы и своей заслугой. Разумеется, после выпуска ее ждут здесь, в родных пенатах. А еще Чернореченская школа – призер 1‑го Всероссийского конкурса образовательных организаций, развивающих ученическое самоуправление, дважды лауреат гранта губернатора Оренбургской области.Но самая высокая оценка для чернореченских педагогов – активная и деятельная поддержка всех школьных проектов односельчанами, которые считают образование приоритетом. Лишь за 4 последних года совместно с родителями, детьми, коллективом, социальными партнерами реализовано 11 масштабных проектов. Самые значимые из них – «Живи, родник» (восстановление родника Чернореченский), «Жил на земле солдат» (изготовление и установка барельефа земляку – кавалеру ордена Красной Звезды А.Гонышеву), создание экспозиции «Капитанская дочка» в одной из школьных рекреаций, «Флаг памяти» (изготовление 20‑метрового флага памяти с именами сельчан-фронтовиков), «Флаги на башнях» (разработка, изготовление и установка флага школы на флагштоке у входа в здание), а также акции «С миру по нитке», «Путешествуем вместе», «Читательская гостиная» (оформление рекреации для досуга и внеурочной деятельности), «Безопасная перемена» (организация перемен младших школьников силами активистов), «Готовимся к экзамену вместе» (занятия по подготовке к экзаменам, которые проводят старшие школьники: и сами вспоминают материал, и другим помогают), создание галереи славы директоров школы. Во всех проектах принимают участие родители и партнеры. В поддержке одаренных детей большую роль играет сельская администрация.Все это результаты нескольких лет успешной командной работы. Эффективной работе всегда предшествуют глубокий анализ ситуации, поиск ресурсов и решений. Конечно, в одиночку директор здесь ничего не изменит. Один из основополагающих принципов Ирины Витальевны – один ум хорошо, а два лучше (но еще лучше четыре или пять). Она ни разу не пожалела о том, что пригласила своих заместителей из других сфер деятельности. По ее мнению, это позволило избежать зашоренности взгляда на многие текущие проблемы, помогло в поиске неординарных управленческих решений, которые и дали в итоге высокие результаты. Ирина Витальевна на опыте коллег из других школ видела, что оформление административной нагрузки через дополнительный объем, стимулирующие выплаты и прочие хитрости приводят к снижению качества управления.Конечно, администрации не удалось бы добиться высоких результатов без поддержки коллектива, и в первую очередь профсоюзного комитета. Председатель первички Раиса Михайловна Мякутина помогла сплочению коллектива и решению спорных ситуаций в режиме конструктивного диалога. Учитель математики Лариса Александровна Перевицких и сама привносит свежие идеи в школу, и с удовольствием включается в реализацию всех «сумасшедших» задумок (от хора до профсоюзной агитбригады, от пошива сценических костюмов до изготовления видеофильма). Учитель русского языка и литературы Елена Костюшко, учителя начальных классов Римма Хасанова и Ольга Числова подготовили победителей и призеров конференций различного уровня. Учитель физкультуры Сергей Владимирович Черкасов, единственный мужчина в коллективе, девиз которого «Всегда готов!», может не только подготовить победителей муниципальной и региональной олимпиад по физкультуре, но и сподвигнуть коллектив на покорение туристической тропы и участие в муниципальных соревнованиях. Опыт работы школьного спортивного клуба «Олимп», который создал и которым руководит Сергей Владимирович, обобщен на всероссийском уровне.Стоит отметить и другие успешные шаги, предпринятые командой Ирины Гонышевой. В числе самых значительных – объединение детского сада и школы, создание собственной бухгалтерии, введение пяти­дневки с шестым развивающим днем, переход на триместровый режим обучения, организация зон отдыха и развития в рекреациях, отказ от бумажного журнала. Поскольку педагоги и руководство школы активно участвуют в профессиональных конкурсах, педагогических конференциях и стажировочных площадках, с каждым годом расширяется сетевое взаимодействие, развивается социальное партнерство. Ширится круг идей, а вместе с ним и образовательное пространство.И конечно, самой важной составляющей общего успеха является личный пример руководителя. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «каковы сами – таковы и сани» – эти принципы были сформулированы Ириной Витальевной одними из самых первых. В повышении имиджа школы она приняла самое активное участие, раньше всех в районе приняв участие в конкурсе для директоров школы, организуемых как на региональном, так и на всероссийском уровне. Нет, не тщеславие двигало ею, а желание общаться с энтузиастами, видеть новые идеи, с тем чтобы реализовывать их в своей школе. В 2014 году Ирина Витальевна стала победителем областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья», в 2013‑м – лауреатом Всероссийского конкурса «Директор школы». Теперь она ежегодно участвует в различных стажировочных площадках, организованных конкурсом «Директор школы» (в Перми, Казани, Москве). Конкурс «Успешная школа» стал для Чернореченской школы знаковым. Вот как об этом говорит сама Ирина Витальевна:- О конкурсе, организованном «Учительской газетой», узнали из обсуждений в Фейсбуке и сразу же решили участвовать. Не будем лукавить, конечно, хотели победить. Но еще дороже для нас общение с коллегами и ребятами из разных регионов, возможность услышать об образовательных инновациях из первых уст и рассказать всем, что ученики сельской школы могут и должны составить конкуренцию в современном образовательном пространстве. Конкурс подарил нам друзей – с коллективом московской школы имени Капцовых было подписано соглашение о сотрудничестве, обмене опытом, участии в конференциях. Директор школы им. Капцовых Вита Викторовна Кириченко выступала на муниципальном семинаре по работе с одаренными детьми, который в сентябре проходил в нашей школе. И это только начало.с.Черноречье, Оренбургская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте