search
main
0

На легкую жизнь не рассчитывал

​Я 12 лет работал учителем русского языка. И был абсолютно счастлив.

Это может показаться странным. Ведь что такое учитель русского языка? Нескончаемая проверка тетрадей, принуждение учеников учить правила и переписывать упражнения, борьба с их ленью и нежеланием заниматься неинтересным для них делом, с их неспособностью понять простые вещи и писать сочинения, бесконечное, из года в год объяснение одного и того же, чтение одних и тех же текстов. Да еще неуважение учеников, которые все это считают адской нудятиной. Кошмар! Нормальному человеку такая работа противопоказана. Он загнется через два года. Высохнет. Ничего не поделаешь, таков стереотип восприятия этой профессии. Так что, если в незнакомой компании спрашивают, кем ты работаешь, лучше сразу соврать или притвориться, что не услышал вопрос. Можно живо заинтересоваться, ловит ли у вас wi-fi и сколько пикселей камера на телефоне. В общем, спасаться кто как может. Иначе к тебе потеряют интерес. Навсегда. И потом ты можешь оправдываться, объяснять, что между тем, как люди себе представляют твою работу, и тем, как она выглядит, нет ничего общего, тебя уже не будут слушать. Конечно, с более близкими людьми иначе. От них уже ничего не скроешь. Но они почему-то и сами при каждой встрече заводят разговор о школе. И не как у больного справляются о здоровье, и не с сочувствием и из жалости (надо же о чем-то и с ним поговорить), а потому что за две-три недели, пока мы не виделись, могли произойти настоящие события, которые не только из года в год не повторяются, а может быть, не повторятся никогда. Хочется же узнать, удалась ли диалектологическая экспедиция в единственную польскую деревню в Хакасии, как вообще школьники справились с задачей диалектного описания иностранного языка, удалось ли юному исследователю записать кайчистов на Алтае; узнать, сколько стилей горлового пения они различают, посмотреть с помощью компьютерного анализа звука, чем они отличаются; узнать, какие памятники древней христианской истории обнаружились в Турции и что сейчас на том месте, которое мы знаем как Миры Ликийские; спросить когда приедут поляки,  можно ли с ними познакомиться, узнать когда вы поедете в Болгарию, и попросить: «Возьми меня с собой!» Если этот знакомый еще и родитель кого-нибудь из учеников, то вопросов больше: «А что вы такое делаете, что мой ребенок, когда перешел к вам в школу, стал утром сам вставать, сам собираться и выбегать из дома? У вас что, вообще все учителя нормальные? В смысле – нормальные по-человечески, способные уважительно, как ко взрослым, относиться к нашим детям? Так бывает? А что это у тебя за задания были по истории языка, мы с мужем видели у Маши и ничего не поняли, пока она нам не объяснила? Почему у нас такого не было? Мне сын показал творческую работу, которую он тебе писал, я в шоке. Может быть, он будущий писатель? А в экспедиции вы родителей не берете?» Среди знакомых и друзей, вообще-то, попадаются еще и психологи и преподаватели. Обсуждать в лесу или на пляже, как устроена система учебных задач по русскому языку, почему с понятием числа как количества предметов нечего делать в математике, почему сложно построить преподавание истории в форме учебной деятельности, в чем смысл ФГОС – это не для слабых духом. Как мне замотивировать своих учеников, если я не хочу, чтобы они были заморочены на отметки, а хочу, чтобы им было интересно? Что ты делаешь, чтобы дети именно работали на уроке, а не формально выполняли задания? Как научить учиться? А у тебя есть какие-то методические семинары? Можно мне прийти? Когда следующий? Это все разговоры. Самое интересное – дело. В школе. На уроке. Хотя не только на уроке. Чтобы уроки не были формальными, скучными и для ученика, и для учителя, нужно не больше и не меньше как сделать класс автором урока. Все. Очень просто. Но чтобы это сделать, придется попотеть. Ведь автор урока – это тот, кто понимает, почему сегодня должен быть урок на эту тему, а значит, он знает план и смысл такого плана, он сам этот план составлял. Чтобы составить план, надо знать, в чем вообще смысл работы над этим предметом, в чем его логика. Автор знает и удерживает цель происходящего. Автор отслеживает отклонение от цели и от плана. И, наконец, автор – это главный оценщик, он определяет, удалось ли достичь цели и какие новые проблемы возникли. Просто прийти в класс и дать ученикам самим вести урок не получится. Быть субъектом учения – сложная работа, ей надо учить. «У нас и так программа перегружена, мы и так не успеваем, а тут еще это на нас навешивают. Когда мы все это будем делать? И зачем нам все это?» Узнаете, чьи это слова? Что тут скажешь…  Нет, это невозможно объяснить, словами не будет понятно. В этом надо участвовать. Вообще, вопрос «Зачем нам это нужно?» неуместен. Надо спросить: «Зачем это нужно детям?» Это им нужно. Нужно хотя бы затем, что если мы из года в год не даем ученикам действовать, жить полной жизнью, заставляем полдня выполнять непонятную им чужую волю, то мы не только получаем на выходе ригидного, несамостоятельного, неинициативного человека, неготового к ситуации ответственного выбора и уязвимого в своей зависимости от чужого мнения, мы еще отнимаем у него лучшие годы жизни, пичкая его мертвечиной репродуктивных упражнений. Ребенок в школе должен жить полной жизнью. Иначе он не будет счастлив. Так я думал еще совсем недавно, когда любопытство и желание раздвинуть рамки сознания привело меня на курс менеджмента в образовании. «Ты что, хочешь стать директором?» – спрашивали знакомые и коллеги, когда узнавали, почему у меня нет времени вечерами. У меня не было тогда готового ответа, для ответа мне не хватало полной картины: какие аспекты работы руководителя будут моими слабыми сторонами, чем я буду их компенсировать. Нужно было оценить силы. Решение пришло лишь в конце обучения, когда настала пора проходить тестирование. Не знаю, что сказать тем кандидатам, которые волнуются перед тестированием. Я совершенно не волновался, потому что у меня была прекрасная и любимая работа, на которой я бы с удовольствием остался. В тестировании, собеседовании и конкурсе я участвовал с мыслью о том, что если судьбе и городу угодно, чтобы у меня увеличился фронт работы и зона ответственности, то я готов ради этого многое поменять в своей жизни. А нужно это городу или нет – предстоит узнать. Как известно, кандидат в директора не готовит для собеседования речей и презентаций, нужно лишь отвечать на вопросы довольно большой и весьма представительной комиссии. Вопросы не угадаешь, например, мне пришлось пояснить, что я имел в виду, когда в анкете кандидата на вопрос о цели притязания на должность руководителя ответил: воплотить таланты и послужить Отечеству. Не менее интересным оказался конкурс на должность руководителя уже конкретной школы. В нем тоже есть место для спонтанных вопросов. Среди них, конечно, больше всего запомнился вопрос, связанный с конкурсом «Учитель года», в котором я участвовал в 2006 году. Моя память не удержала форму вопроса, сохранив только его суть: «Где ты был восемь лет? Почему не пришел раньше?» А надо сказать, что эти восемь лет как раз были исключительно плодотворным временем. В конкурсе «Учитель года» я участвовал совсем не для того, чтобы уйти из профессии, я тогда только начинал ее постигать. И именно в результате конкурса и благодаря сообществу, в которое я попал, вышел на тот уровень, который оказался сопоставим с задачами самореализации. Победа в этом конкурсе была для меня абсолютной неожиданностью, как, впрочем, и результаты конкурса на должность руководителя. В тот день я был единственным кандидатом, который получил одобрение, в связи с чем конкурс по сути не состоялся. На предложение начальника Юго-Западного окружного управления образования Михаила Случа возглавить лицей №1561 в Ясеневе я откликнулся с радостью. Здесь все сошлось: и желание поработать в команде Михаила Ильича, и тревога, с которой я следил за судьбой этого лицея. Привлекла и амбициозная задача построения многопрофильного комплекса, удовлетворяющего самые разнонаправленные образовательные запросы. Конечно, когда резко меняешь свою жизнь, неожиданностей много. Но пока у меня это были в основном приятные сюрпризы. Очень приятной неожиданностью стало то, что вопреки стереотипам общественного мнения чиновники Департамента образования и окружных управлений образования, с которыми мне доводилось сталкиваться, всякий раз оказывались не только профессионалами высочайшего класса, но и приятными в общении, во всех отношениях красивыми людьми. Другой приятной неожиданностью стал коллектив школы, в которую я попал. Это дружные творческие люди, не боящиеся работы и с пониманием относящиеся к ученикам, родителям и к сложностям реорганизации. Это большое подспорье, потому что работа предстоит немалая. Главная цель этой работы – чтобы для получения того образования, которое нужно жителям Ясенева, им не приходилось ездить в другие районы. Это невозможно без увеличения количества и повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Задачи непростые, но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, уже с первого сентября резко возрастут возможности выбора учащимися программ дополнительного образования, на новый уровень будет выведена проектная и исследовательская деятельность, иначе будет организовано повышение квалификации учителей. Будут, конечно, и трудности, но на легкую жизнь я не рассчитывал. Валерий ПАЗЫНИН, выпускник филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат филологических наук, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2006» в номинации «Учитель-исследователь», до недавнего времени учитель русского языка лицея №1553 им. В.И.Вернадского, ныне директор лицея №1561

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте