Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Психологическая мастерская

На краю

Алгоритмы помощи в кризисных ситуациях
Учительская газета, №45 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

Работа с эмоциональным состоянием ребенка – это ответственность. С настроением, вспышками агрессии или апатии, приступами неуемного смеха или слез сталкиваются и родители, и учителя, и сверстники. Что стоит за этой нестабильностью школьника, не обязательно подростка? Неудача на контрольной, родительский прессинг, ссора с друзьями или бойкот в классе? Иногда разобраться с происходящим сложно самому школьнику. Как же родителям или учителю понять – нужна здесь помощь психолога или нет? И все же учитель может.

Екатерина САРАЕВА

– Если что-то в поведении школьника кажется необычным – он агрессивен и кричит «Ненавижу!» или апатичен и тихим голосом на вопрос «Что происходит?» шепчет: «Ничего. Все как обычно», – это повод все-таки поговорить с учеником и попробовать прояснить, не случилось ли чего по-настоящему серьезного, – говорит психотерапевт, исполнительный директор Карельского фонда развития образования (КФРО) Екатерина Сараева.

Она уточняет, что это два крайних состояния школьника, но на них стоит обратить внимание. Особенно сегодня, когда за этими словами может скрываться не просто детское беспокойство, а нечто большее. Почему?

Сегодняшняя реальность осложнена неизвестностью. Буквально: мы не знаем, что будет завтра. Будет ли работа у родителей и сохранится ли стабильный доход. Будут учиться дети в школе или уже завтра предстоит дистанционное обучение с просиживанием у компьютера. Не поломается ли техника, не подведет ли Интернет… Или вдруг маску забыл и строгий охранник в школу не пускает. Как быть, как решить эту маленькую проблему в череде многих?

Екатерина Сараева констатирует, что мир изменился – взрослые и дети сталкиваются с этой неизвестностью и переживают ее по-своему. И если у взрослого ресурс на обработку и адекватное восприятие происходящего есть, то у школьников такого опыта маловато.

Сегодняшнее поколение детей, которое формировалось в потоках информации (радио, телевидение, Интернет), умеет потреблять, но не обрабатывать то, с чем сталкивается в период кризиса, в том числе и личного. Значимые взрослые – родители, учителя, психологи – должны бы вовремя заметить признаки эмоциональной нестабильности ребенка и начать действовать без промедления.

«Принцип о том, что сор из избы не выносят, лучше забыть», – говорит Екатерина, уточняя, что поддержка, которая необходима ребенку, иногда группе подростков, иногда классному коллективу, должна быть оказана незамедлительно.

И, конечно же, формат события, которое поддержит ребят, не может носить названия со словом «профилактика». Если к помощи школьников привлекать социально ориентированные некоммерческие организации, то стоит заранее обговорить, какие именно задачи решает школа. Психолог образовательной организации, преподаватели других предметов тоже имеют возможность помочь ребятам в том, чтобы почувствовать себя более уверенными и эмоционально устойчивыми.

Для этого подойдет и квест, и даже обучение навыкам оказания первой помощи в рамках предмета основы безопасной жизнедеятельности. Правда, это необходимо делать грамотно, понимая, зачем это все организовано.

– Профессионалы анализируют ситуацию и решают проблему не на уровне «покричали, руками поводили». За каждым поступком ребенка, целого класса есть определенная потребность, запрос. С этим запросом мы и обучаем работать школьных психологов, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), – рассказывает Екатерина Сараева.

Обучение психологов в Карелии проходит в рамках проекта «КДН: Защита права ребенка через выявление нуждаемости и оказание услуг», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. За длинным названием проекта скрывается простая идея алгоритмизации помощи ребенку в ситуации, когда она необходима. В Карелии работу КДН пытаются сделать менее формализованной – работа продолжается второй год. В 2019 году обучение проходило в рамках регионального проекта «КДН: ребенок в фокусе».

Программа 2020 года дополнена темами организации психологического сопровождения семей с детьми, у которых выявлена потребность в оказании комплексной психологической помощи.

В обучении этого года упор сделан на построение реального механизма межведомственного взаимодействия, разработку стратегии построения социального партнерства и взаимодействия всех участников процесса. К ним относятся органы госвласти, администрации местного самоуправления, некоммерческие организации, специалисты, работающие с семьями с детьми.

По данным Карельского фонда образования, подобное обучение прошли 75 специалистов из 18 районов республики и Петрозаводска. Психологи и сотрудники КДН прошли обучение, связанное с технологиями и передовыми методами работы с детьми, которые нуждаются в помощи из-за сложной ситуации в семье, образовательной организации или в силу иных непростых жизненных ситуаций.

В октябре, например, все участники обучения разрабатывали регламент, по которым обеспечивается создание системы оперативного реагирования на ситуации, связанные с необходимостью принятия срочных мер по жизнеустройству ребенка, находящегося в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, нуждающегося в социально-педагогической реабилитации и государственной защите.

Регламент межведомственного взаимодействия начала разрабатывать рабочая группа, которую возглавил детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев. Документ позволит специалистам разных ведомств понять свое место и роль при оказании кризисной помощи детям и подросткам в Карелии, обеспечит свое­временную и необходимую поддержку, соответствующую специфике кризисной ситуации и потребностям ребенка, оказавшегося в ней.

К выпуску готовится согласованное с ИИТО ЮНЕСКО переиздание информационно-методического пособия «Предотвращение насилия в образовательных организациях», которое адресовано руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций. К концу 2020 года каждая школа в Карелии получит такое издание.

Итак, какими принципами помощи эксперты рекомендуют пользоваться учителям и директорам, если возникло опасение за жизнь и безопасность ребенка? Первый и основной – не отмахиваться от состояния ученика. Скорее всего, само не пройдет и иногда, чтобы предотвратить более серьезные последствия, нужен человеческий разговор. Не на классном часу, а в тот самый момент, когда ребенок попросил помощи или сказал о своем непростом эмоциональном состоянии. Учитель должен выслушать и прийти с учеником к психологу.

Несмотря на то что в последние годы психологов в образовательных организациях сокращали, во многих школах они остались, совмещая другие обязанности и ставки. Работа психолога – отдельная тема, но он имеет право и на общение с семьей, и на консультирование, и на профессиональный совет родителям.

Что делать родителям, которые узнали о нестабильном эмоциональном состоянии ребенка? Многое зависит от того, какая ситуация складывается внутри семьи, но однозначно – ребенок должен получить поддержку специалистов. Это может быть школьный психолог или психолог иной организации. Упреки, ссоры и разного рода выяснения в духе, кто виноват и как жить дальше, стоит отложить или решать с помощью помогающих специалистов. Помощь нужна ребенку, в его интересах и выстраивается работа тех, кто его любит – семьи и тех, кто профессионально обучен помогать.

Образовательной организации также стоит проанализировать собственную работу. Учителям важно не просто обсудить случившееся, а подвергнуть пристальному анализу происходящее и решить, что стало источником стресса для школьника. Иногда в роли организатора травли ненамеренно, без злого умысла, выступает учитель. Адресная работа с педагогом – одна из форм профилактики повторения подобного эпизода. Если зачинщики буллинга сверстники, то и здесь без консультирования и помощи психолога не обойтись.

Причиной стресса может быть и Интернет, в котором существует кибербуллинг, связанный с общением, пребывание в соцсетях. Обо всех этих источниках опасности должен знать учитель, классный руководитель. Уметь говорить об этом с ребенком, устанавливать причины и следствия происходящего. Таковы необходимые навыки для того, чтобы дети были в безопасности психологической. Всему этому в Карелии готовы учить школьных психологов, консультировать учителей и родителей.

Мария ГОЛУБЕВА

 


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt