Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Практикум

Мыслить, рассуждать, анализировать

Учительская газета, №35 от 01 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Развитие математической культуры – одна из главных задач при подготовке к ЕГЭ по математике базового уровня

Окончание нынешнего учебного года выдалось очень непростым для российской школы. Учителям, ученикам и их родителям пришлось в экстренном режиме адаптироваться к новым, дистанционным условиям работы и учебы. Конечно, для того чтобы объективно проанализировать, насколько эффективным оказалось такое обучение, нужно провести множество диагностических мероприятий, однако результаты ЕГЭ по профильной математике показывают, что система образования вполне успешно справилась с неожиданным вызовом. Но предмет нашего пристального внимания – математика базовая, от сдачи которой, кстати, выпускники-2020 были освобождены, но необходимость этого предмета для жизни каждого человека, в том числе выходящего из школы общеобразовательной в большую жизнь, не теряет своего значения.

Олег РЕНЕВ

Думается, что подготовку к этому испытанию следует проводить, формируя у школьников глубокое понимание предмета и устойчивые навыки в решении задач с утилитарной, практико-ориентированной направленностью. Ведь каждому человеку время от времени приходится решать бытовые и профессиональные вопросы с применением математических навыков: посчитать количество плитки или обоев для ремонта квартиры, рассчитать стоимость оплаты электроэнергии или выбрать из всех предложений сервиса связи наиболее экономичный тариф для своего телефона, оценить коммерческие предложения от деловых партнеров и т. д. Поэтому базовую математику целесообразно декларировать как математику для жизни. Это хороший мотивационный повод для учеников при подготовке к экзамену. Кроме того, учителю необходимо ознакомить учащихся (и их родителей!) со структурой итогового испытания и основными принципами его проверки и оценивания.

Для этих целей я рекомендую коллегам использовать выпущенное издательством «Экзамен» учебное пособие «Математика. Базовый уровень. Типовые варианты экзаменационных заданий». Прежде всего обращает на себя внимание сильный авторский коллектив: сборник составлен командой разработчиков контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена под редакцией Ивана Валерьевича Ященко. В пособии представлено 37 различных вариантов заданий – богатый ресурс для творчества учителя. Также в сборник включены необходимые справочные разделы, даны ответы ко всем заданиям всех вариантов. Все учебные материалы соответствуют новой спецификации КИМов актуальной демоверсии экзамена, что неудивительно, учитывая авторитетный состав авторского коллектива.

Несмотря на большое количество заданий, здесь нет повторов и однотипности. Представленные в пособии задания интересны, разнообразны по содержанию, что поможет привлечь дополнительный интерес детей и к математической науке, и к решению задач.

Структура сборника дает возможность выстроить гибкую систему подготовки: часть вариантов целесообразно использовать для диагностики, а часть – для тренировки. Задания на одинаковых позициях в разных вариантах различаются по содержанию и уровню сложности, поэтому учитель может использовать материалы сборника для компоновки вариантов, подходящих для конкретного класса и для каждого учащегося с учетом уровня его знаний, и таким образом наиболее эффективно организовывать индивидуальную и групповую работу.

Сборник отлично подходит также для самостоятельной работы учеников. Подробные инструкции и ответы на задания позволяют родителям претендовать на роль репетиторов. Отработка особенно сложных заданий в спокойной домашней обстановке придаст ребенку уверенности и позволит закрепить знания.

Для успешной подготовки учащихся к экзамену по математике даже на базовом уровне, а по сути для формирования у них необходимого уровня математической культуры, учителю важно поддерживать интерес детей к предмету с привлечением нестандартных учебных заданий, развивать у учеников способность мыслить, рассуждать, анализировать, расширять границы познания, делать каждый день свои маленькие открытия в большой науке. Задачи из представленного учебного пособия сполна удовлетворяют все эти запросы. Учитель получает методически грамотный универсальный инструмент, позволяющий ему моделировать каждый урок, формировать индивидуальные образовательные траектории для учеников с разным уровнем знаний, сделать процесс подготовки к единому государственному экзамену увлекательным и насыщенным.

В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что фундаментальная основа успешной подготовки к единому государственному экзамену – не форсированное, а планомерное, системное изучение математики, методов решения задач. Нисколько не умаляя достоинств представленного качественного сборника готовых вариантов, могу утверждать, что работа с ним не должна заменять традиционных, методически оправданных форм работы учителя, изучения математической теории, развития математической культуры.

Удачи вам, уважаемые коллеги!

Олег РЕНЁВ, учитель математики Санкт-Петербургского губернаторского физико-математического лицея №30, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt