Для формирования вектора поступательного развития профсоюзных организаций и повышения эффективности их работы необходимо постоянное обновление знаний и умений профсоюзного актива, профгруппоргов, председателей первичных профсоюзных организаций и профсоюзных кадров.
Сформировать новые, востребованные в профсоюзной работе компетенции можно только на основе актуальных подходов в профсоюзном обучении, сочетая различные форматы образовательных мероприятий и основываясь на концепции его непрерывности.
Современное обучение локализируется вокруг человека. Любой организации нужны люди, способные креативно мыслить, принимать нестандартные решения и выходить за рамки стереотипного мышления.
Преподавателю уже недостаточно на учебном занятии просто дать новый материал, важно встроить его в существующий объем компетенций слушателей, оптимально спроектировать образовательный процесс, который позволит сформировать новое поведение обучающегося: профсоюзного активиста, профсоюзного лидера, профсоюзного специалиста.
Взаимодействие профсоюзного актива, членов профкома, профгруппоргов через интерактивную образовательную деятельность повышает эффективность их коммуникаций, обмен продуктивной информацией. Интерактивные образовательные технологии направлены на «выращивание» передовых практик и обмен ими, они способны превратить локальные инициативы в масштабную деятельность со значимым социальным эффектом.
Правильно разработанный сценарий учебного занятия создает качественные процессы обсуждений. Подбор актуальных методов организации групповой работы позволяет достичь желаемых результатов, а вовлеченность слушателей, комфортное для диалога образовательное пространство делают работу в учебных группах познавательной и продуктивной.
Стратегическая сессия как особая форма организации групповой работы может формировать у участников стратегическое видение социальных процессов, происходящих в профсоюзной организации, способствовать повышению у них профессиональных компетенций в результате активного обмена знаниями и опытом.
Именно такой формат обучения многократно выбирался в этом учебном году для повышения квалификации председателей первичных профсоюзных организаций (ППО), профоргов и профсоюзного актива образовательных организаций на курсах повышения квалификации, проводимых специалистами Московской городской организации (МГО) Общероссийского профсоюза образования, а также в рамках других образовательных мероприятий.
Цели, которые ставились на стратегических сессиях, были различны – от формирования эффективных коммуникаций внутри первичной профсоюзной организации вуза или школы, между их структурными подразделениями до разработки плана по актуализации стратегического проекта «Эффективная профсоюзная организация» на текущий год на уровне первичных профсоюзных организаций, территориальных организаций профсоюза (ТОП), а также аппарата МГО.
Наиболее востребованной при проведении стратегических сессий была цель «составить план действий по использованию имеющихся в профсоюзной организации ресурсов на основе выявленных критериев оценки эффективности профсоюзной работы».
Неоднократно проводились стратегические сессии с активистами Столичной ассоциации молодых педагогов (САМП). Тематически эти сессии были направлены на структурирование, продвижение и управление проектами САМП. Цель первой сессии была связана с анализом основных элементов структуры проектов САМП и определением направлений для их эффективного продвижения.
В следующей итерации сессионной работы с молодежным активом уже анализировалась динамика развития проектных команд и разрабатывались собственные программы преодоления барьеров в повышении эффективности командной работы.
С председателями первичных профсоюзных организаций работников вузов в рамках ежегодных всероссийских семинаров-совещаний проведение стратегических сессий уже имеет свою историю. Если первая сессия была посвящена формированию эффективных коммуникаций, то в этом учебном году на сессии «Ситуационная модель лидерства в управлении профсоюзной организацией и технология действия в быстрых конфликтах» цель была определена как «совершенствование компетенций участников в области менеджмента профсоюзной организации на основе модели ситуационного лидерства».
В Год педагога и наставника аппарат МГО Общероссийского профсоюза образования активно работал с наставниками: конкурс «Наставник молодых педагогов»-2022, педагогический клуб «Наставник», курсы повышения квалификации. Стратегических сессий по наставничеству было проведено несколько.
С педагогами-наставниками, финалистами конкурса «Наставник молодых педагогов»-2022, сессия была посвящена определению направлений развития наставничества в образовательных организациях города Москвы, в курсе повышения квалификации «Использование проектных технологий в наставничестве» цель сессии определялась как «структуризация основных этапов наставнической деятельности на основе использования проектных технологий».
С участниками курсов повышения квалификации «Реализация наставничества как эффективного инструмента профессионального роста педагогических работников» цель сессии была направлена на структурирование профессиональных компетенций учителей в реализации наставничества.
Каждую стратегическую сессию условно можно разделить на несколько этапов: открытие, экспертиза, изучение трудностей, поиск и отбор решений, закрытие. Приведем примеры инструментария по каждому этапу сессии.
На открытии сессии помимо мотивирующей речи ведущего для максимального включения участников нужна входная доска, обсуждение итогов голосования на которой поможет учебной группе преодолеть зону дискомфорта.
Для популярной сессии по эффективным коммуникациям до начала сессии участникам может быть предложено проголосовать за те виды коммуникаций, которые они чаще всего используют в своей работе: внешние – внутренние; непосредственные (лицом к лицу) – опосредованные (телефон, распоряжение, электронное письмо, письмо); цифровые – нецифровые; формальные (организационные каналы, отчеты) – неформальные (основаны на личных симпатиях и интересах); коммуникации, проходящие по графику (совещания, собрания), – ситуационные; межличностные – межгрупповые – организационные, после официального открытия сессии провести анализ итогов голосования.
Для более глубоко погружения в цифровые коммуникации участникам сессии также можно предложить оценить уровень «цифровой зрелости» профсоюзной организации, которую они представляют, и проголосовать на шкале по следующим позициям: наличие контактной информации, развитие форм обратной связи, работа горячих линий, скорость получения обратной связи.
На этапе сессии «Экспертиза» можно организовать с участниками стратегической сессии групповую работу над моделью «Колесо баланса».
Для анализа развития коммуникаций в своей профсоюзной организации участники сессии в качестве экспертов должны оценить ситуацию по десятибалльной системе по 8 направлениям: индивидуальные коммуникации, индивидуальные цифровые коммуникации, горизонтальные коммуникации через социальные сети и мессенджеры, горизонтальные коммуникации вербальные, невербальные коммуникации, вертикальные коммуникации, массовые коммуникации, внешние коммуникации. Сначала каждый участник группы, а на сессии этих групп может быть от трех по десяти, индивидуально заполняет «Колесо баланса», затем группа обсуждает результаты и представляет на листе флипчарта общее решение по каждому направлению.
«Колесо баланса» является эффективной методикой определения того, что происходит в той или иной сфере деятельности профсоюзной организации. Эта технология является интерактивным тестом, который позволяет определить на основе экспертных оценок уровень достижения равновесия (баланса) по рассматриваемым направлениям.
Если экспертные оценки по анализируемым показателям находятся примерно на одном уровне, это говорит о том, что организация развивается равномерно по всем представленным направлениям. Если имеются отдельные низкие оценки, то на эти направления необходимо обратить особое внимание (5 и ниже баллов).
В рамках этой же модели можно проанализировать эффективность организационных коммуникаций. Для этого надо оценить от 0 до 10 баллов уровень развития по следующим направлениям: система обратной связи, система сбора предложений в профсоюзной организации, управленческие действия для обмена информацией по вертикали и горизонтали, использование внутриорганизационных цифровых и нецифровых информационных систем в своей ежедневной работе. Особое внимание во время этого оценивания должно быть уделено регулированию информационных потоков.
Модель «Колесо баланса «Идеальная команда» может быть использована на сессиях с проектными командами для оценки степени их приближения к идеалу. В этом случае голосование идет по направлениям: эффективный лидер (умеет сплотить и координировать действия), четкие задачи и их выполнение, отслеживание результатов, мотивированность членов команды, эффективные коммуникации внутри команды, члены команды умеют признавать и исправлять ошибки, члены команды совместно решают непредвиденные проблемы, имеется высокая заинтересованность в достижении общего результата.
Этап экспертизы стратегической сессии также можно организовать на основе групповой работы участников в специально разработанной матрице «Трудозатраты председателя ППО/профорга». Трудозатраты на деятельность по представлению и защите прав и интересов работников принимаются за 100%. Далее по каждому виду профсоюзной работы надо определить в процентах долю этих трудозатрат в общей структуре работ.
После предварительного общего обсуждения видов профсоюзной работы участникам сессии предлагается сначала зафиксировать свое индивидуальное видение распределения трудозатрат за определенный период времени, например год, а затем группа представляет общее решение по структуре трудозатрат, которое выводится на лист флипчарта вместе с другими группами.
Приведем пример матрицы «Трудозатраты профорга» (см. табл. 1).
Табл. 1. Трудозатраты профорга
Представление и защита прав и интересов работников независимо от членства в профсоюзах | 100% |
КД. Консультирование работников структурного подразделения о дополнительных социальных и трудовых правах работников, прописанных в КД | |
Комиссии. Участие в работе комиссий в организации | |
Планирование. Участие в составлении плана работы профсоюзной организации. Планирование работы профгруппы | |
Профбюро. Проведение совещаний, постановка задач и их выполнение | |
Защитная функция. Предупреждение, разрешение трудовых споров и конфликтов. Сбор и передача информации о необходимости для членов профсоюза получения социальной, психологической и профессиональной поддержки |
|
Мотивация. Разъяснительная работа, индивидуальная работа с членами профсоюза. Информирование о деятельности профсоюзной организации и мероприятиях, проводимых для работников | |
Сбор информации об особых ситуациях и проблемах работников подразделения, о профессиональных достижениях, сфере увлечений и интересов. Содействие получению работниками материальной помощи и выплат к юбилейным датам по стажу и/или по возрасту | |
Массовые мероприятия. Привлечение работников к культурно- массовым, спортивным мероприятиям, к участию в общественной жизни образовательной организации | |
Оздоровление и отдых. Содействие в решении вопросов обеспечения оздоровительными, санаторно-курортными и другими путевками работников и членов их семей | |
Работа с молодежью | |
Работа с ветеранами | |
Взаимодействие (работа) с профкомом | |
Другое |
Этап стратегической сессии «Изучение трудностей» может быть построен на основе метода открытого сбора идей. Всем участникам сессии предлагается обсудить ключевой вопрос стратегической сессии, который в конечном итоге должен вывести их или на структурированное проблемное поле, или на видение направлений развития ситуации, или высветить позиции по спорным вопросам.
Каждая группа пишет на модерационных картах свои идеи. Ведущий собирает эти карты и размещает их на большой доске, одновременно группируя. Из общего количества предложенных идей путем кластеризации и последующего голосования выбираются наиболее важные, на взгляд участников сессии.
Затем в специальной матрице идет голосование по каждому выделенному направлению: участники сессии дают индивидуальную оценку развития направления от 0 до 10 баллов с точки зрения своей профсоюзной организации. Проведение средней медианной линии дает возможность оценить общую ситуацию по изучаемому ключевому вопросу и выйти на следующий этап сессии.
Этап сессии «Поиск и отбор решений» связан с оформлением проектных инициатив от групп. Согласованная командная работа именно на этом этапе дает результат, на который была направлена вся сессия. По завершении стратегической сессии выступающие от каждой проектной группы представляют свой план действий. Конец сессионного дня является квинтэссенцией стратегической сессии от момента разработки сценария до его практического воплощения.
Сотрудничество председателей ППО, профсоюзного актива, профсоюзных специалистов в рамках стратегической сессии является высокотехнологичным, отличается наличием высокого уровня доверия друг к другу и результативностью. Результаты стратегических сессий будут способствовать развитию профессиональных навыков и умений профсоюзных лидеров, повысят их компетентность, научат более эффективно защищать права членов профсоюза.
Стратегические и проектные сессии с заранее определенной тематикой, специально разработанным сценарием, отвечающим востребованной профсоюзной проблематике, могут стать хорошим дополнением в деловых мероприятиях с интерактивной программой, которые проводятся в профсоюзных организациях. Поэтому традиционные форматы взаимодействия членов профсоюза, профсоюзного актива, профсоюзных организаций нуждаются в такого рода модернизации.
После участия в ряде стратегических сессий, проводимых специалистами МГО Общероссийского профсоюза образования, председатели ППО, представители профсоюзного актива смогут самостоятельно проводить деловые мероприятия, рабочие встречи, используя интерактивные технологии групповой работы.
Обобщая более отдаленные результаты стратегических сессий, отметим, что проектные инициативы участников сессий могут послужить полезной базой для актуализации направлений работы в первичных профсоюзных организациях, в профсоюзных группах школ и университетов.
Наталия КАЛИНИНА, д.э.н., к.п.н., сертифицированный практикующий фасилитатор, главный специалист аппарата МГО Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии