Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы выбрали лучшую профессию в мире

УГ - Москва, №41 от 9 октября 2012. Читать номер
Автор:

Когда человек садится в поезд, мысленно он уже там, куда едет. Когда заканчивается определенный период жизни и начинается новый, любой человек окрылен надеждами, стремлениями. Что будет там? Как будет? Кто там будет? Рой вопросов, на которые сегодня мы не можем дать ответа, окружают нас со всех сторон.

Ирина ЧЕЛНОКОВА, педагог-психолог, заместитель директора ЦПМСС «Юго-Запад»:- Будучи психологом по профессии, хочу с психологической точки зрения выявить и проанализировать некоторые важные для современного педагога (и для себя лично) аспекты жизнедеятельности.С психологической точки зрения некоторые ожидания одна из основ иллюзий, и как следствие – разочарований. С другой стороны, есть надежда, которая, напротив, говорит о движущей силе и мотивации для достижения ожидаемого. В своей жизни человек постоянно сталкивается с теми или иными ожиданиями. Вот некоторые из них:- ожидания родителей по отношению к своим детям (как они видят развитие и будущее своего ребенка);- ожидания общества (ролевое поведение, общественные нормы);- свои собственные ожидания, возникающие ежедневно по отношению к каким-то событиям.Все они зачастую противоречат друг другу, но, разрешая эти противоречия, мы делаем выбор, и часто нелегкий. Некоторые противоречия мы принимаем как две стороны одной медали и постепенно формируем свою индивидуальность. Если говорить о педагогическом сообществе, то, начиная свою трудовую деятельность, педагоги сталкиваются с множеством противоречивых ожиданий, требующих активного включения в социально-психологическое взаимодействие с новыми социальными группами – педагогическим коллективом, детским коллективом.Но какими молодые педагоги вступают на этот путь? Рождаясь и развиваясь, мы постоянно испытываем социальные ожидания. Первые мы берем от родителей, которые, часто не желая того, приписывают своим детям желаемые качества, зачастую отсутствующие у ребенка. Дальнейший жизненный путь связан с постоянными контактами с социумом, который формирует свои ожидания по отношению к каждому человеку. В данном случае это некая социальная роль, которую нам приписывает та или иная социальная группа, в которую попадает индивид. Для педагога эта социальная роль и связанные с ней ожидания одни из самых жестких по сравнению со многими другими профессиями. Это, во-первых, наличие предыдущих социальных ожиданий по отношению к себе как к личности, доставшихся из семейной истории. Во-вторых, столкновение реальности и собственных ожиданий от профессии, которые часто сильно отличаются от действительности. Например, наличие образа идеального учителя, для которого не бывает плохих учеников. Это некий подсознательный образ, на который все хотят равняться, но именно этот навязчивый стереотип, не имеющий четких границ и накладывающий огромное количество никем не доказанных обязательств, становится источником невротизации учителя и его профессиональной усталости. В-третьих, ожидания новых социальных групп по отношению к педагогу.Наличие большого количества ожиданий, приходящих в столкновение друг с другом, создает значительную нагрузку на психику педагога, особенно не сформировавшего свои собственные механизмы адаптации к стрессовым ситуациям. В этот момент специалист часто стремится найти некую ролевую модель, внешний стереотип поведения, с помощью которого, по его мнению, можно максимально успешно справляться с трудной ситуацией. Счастлив тот, кто сумеет найти в качестве такого эталона по-настоящему зрелую личность, гибкую и умеющую конструктивно разрешать даже безвыходные ситуации. Но большинство педагогов остаются один на один со своим выбором и вынуждены обращаться к однотипным и не всегда успешным моделям поведения, которые накрепко укореняются и формируют устойчивую структуру деятельности педагога. Она часто и разрушает его постепенно как специалиста.Через определенное время эта модель взаимодействия уже воспринимается педагогом как единственно верная, привычная, своя. Как действовать по-другому, уже не представляется выбора. Возникает вопрос: и что, надеяться не на что? Начинается выгорание?Решение есть, хотя принять его трудно в любом возрасте и на любом этапе профессиональной деятельности. Прежде всего любому специалисту (и даже любому человеку) необходимо признать свое право на неидеальность и на нормальную человеческую ошибку. Казалось бы, никто и не отнимал этого права. Здесь придется снова вернуться к понятию ожиданий. По данным российских исследований, детский коллектив в значительной мере формирует ролевую модель учителя, исходя из представлений о своих родителях, невольно заставляя педагога играть роль самого важного человека для всего класса. Тяжелая, часто непосильная ноша – быть хорошим для всего класса!Признавая себя неидеальным и способным на нормальную человеческую ошибку, специалист начинает принимать самого себя со своими слабостями, трудностями и сильными сторонами, а узнавая себя лучше, каждый может понять, в чем ему нужна помощь и в чем он сам может помочь любому.Чего я жду? Непрерывной работы над собой. На что надеюсь? Что эта работа принесет свои плоды в виде гармонии с собой и обществом.Екатерина ИВАНОВА, учитель начальных классов прогимназии №1733:- Окончив вуз, я пришла работать в совсем другую школу, иную, не которую окончила сама. Это новая школа: с новыми подходами, с совершенно другим отношением к учащимся, с другими требованиями к знаниям и умениям. Происходящие изменения в московской системе образования существенны. Многое сделало Правительство Москвы для достижения поставленной цели.В школе активно идет работа учащихся в группах. Дети учатся открыто высказывать свое мнение, прислушиваться к идеям других, учатся представлять себя перед аудиторией. Проектная деятельность получила огромный размах. Многие учителя, а вместе с ними и учащиеся с удовольствием узнают, исследуют, стремятся доказать свои предположения, готовы представить аудитории определенный результат в различных формах. Умение работать с компьютером, с макбуком позволит школьнику стать успешным в будущем. Все эти новые направления в образовании важны для дальнейшего становления личности. Однако мы не должны забывать те традиции, методы, приемы организации работы с учащимися, которые были еще в царской России.Раньше дети ходили в библиотеки, обменивались впечатлениями, своими мыслями и идеями с товарищами и наставниками. Лицеисты в дореформенной России имели возможность думать, размышлять о самых сложных вещах. Сегодня общение учащихся друг с другом, с учителем ограничено, создается впечатление, что современные дети мыслят поверхностно, несмотря на то что мы живем в обществе широких возможностей. В настоящее время на место живого общения приходят дистанционное общение, общение в сетях, через компьютер и Интернет. Безусловно, дистанционное общение – это большой рывок в области образования. А как же школа? Неужели исчезнет тот дух, который витает в школе, который заставляет детей стремиться в школу, стремиться к знаниям?! Неужели общение через Интернет может заменить диалог, полемику учащихся в школе?!Сейчас вся система школьного образования радикально меняется. Появляются электронные журналы, блоги, сайты класса. Компьютеризация школьного образования призвана облегчить труд педагога. Я жду преобразований, которые позволят педагогу больше времени отдавать детям.Когда была студенткой, я по-другому представляла работу педагога. Сейчас я вижу огромное стремление педагогического коллектива соответствовать новым стандартам. В нашей стране за последние пять лет появилось огромное количество оборудования, которое помогает детям доступнее, интереснее, в большем объеме представить учебный материал.Екатерина МАРКИНА, учитель физики «Школы здоровья» №1979:- Сколько себя помню, всегда хотела стать учителем. Окончив обучение в университете, начала работать в школе. Найти школу, в которую возьмут неопытного учителя, оказалось довольно проблематичным, пришлось немало побегать, прежде чем нашлась школа, куда директор не побоялась меня взять, за что ей огромное спасибо. С тех пор прошло совсем немного времени, всего 2 месяца, но как сейчас помню свой первый урок. Он был далек от совершенства, и до идеала ему было далековато. Может быть, мне не хватало уверенности в себе, не умела заинтересовать детей и методически правильно построить урок? Но я усердно учусь и много работаю над собой, в этом мне помогает директор моей школы, понемногу приобретаю опыт, так необходимый в нашей работе. По характеру я человек активный, инициативный, стремящийся достичь новых вершин, желающий объять необъятное, верящий в самое лучшее, в том числе в достижение поставленных целей и в осуществление собственной мечты. Думаю, потому что я натура столь романтичная и далекая от реальности, и оказалась перед выбором, как герои классических произведений: начала подумывать, а моя ли эта профессия. Каждый раз, оставаясь наедине с собой, думала о том, что не создана быть учителем, что дети никогда не примут меня, что мы никогда не сможем понять друг друга. Я не чувствовала душевного удовлетворения. Все, о чем мечталось в студенческие годы, не сбылось. Будучи еще ученицей, наблюдала за своими учителями, сравнивала и решала, а какой буду я, когда вырасту и стану преподавателем, как буду вести уроки, что смогу дать молодому поколению. В институте мне дали теоретические знания и снабдили методическими рекомендациями. Придя в школу, поняла, что если ты имеешь знания, но не любишь детей и дело, которым занимаешься, то ничего и никогда у тебя не получится! Ты никогда не станешь настоящим учителем!Но двигаясь дальше, все ближе и ближе знакомясь с детьми, постепенно находя с ними общий язык, поняла, что быть учителем мне нравится, и хочется стать не просто учителем, а Учителем с большой буквы, к которому на уроки дети будут идти с радостью. Вселила в меня данный оптимизм гениальнейший и умнейший директор моей школы Галина Устинова, за что ей большое спасибо. Благодаря ей стремлюсь придерживаться в своей работе основных принципов:- Любить детей!- Любить то, чем занимаешься.- Никогда не останавливаться на достигнутом, всегда идти только вперед, не сворачивая, не пасуя перед трудностями.- Не переставать учиться, стремиться узнать больше, заниматься самообразованием.Многие выпускники вузов после получения дипломов считают на этом свое обучение законченным. Это глубокое заблуждение. Придя работать в школу, я поняла, для меня обучение продолжается. Все изменяется, развивается, и мы должны идти в ногу со временем. Например, на протяжении многих лет в российские школы вводится ЕГЭ по всем предметам. Эта система контроля знаний требует очень тщательной подготовки от учащихся, а время для этой подготовки по некоторым предметам практически не дается или дается слишком мало. Когда еще тогда мои 11-классники написали пробный ЕГЭ по моему предмету, по физике, то, проверив работы, я пришла в ужас, даже половина заданий не была выполнена верно, а до части С многие даже не дошли. И произошло это не оттого, что класс слабый или ученики не имеют должных знаний по предмету, а потому, что у них нет возможности оттачивать свои навыки использования знаний именно в такой форме. Разбирая позже с учениками задания теста, пришла к выводу, что необходимые знания у учащихся имеются, но не хватает навыков, ведь часть А дети должны выполнять довольно быстро, а основную часть времени использовать на часть С. Разобрав ЕГЭ по физике, ученики сказали, что по любому другому предмету сдать ЕГЭ гораздо реальнее, чем по физике, я с ними полностью согласна, часть С в этом экзамене сможет выполнить далеко не каждый ученик. Считаю, что в школах по программе в 11-м классе должно отводиться гораздо больше времени на подготовку к ЕГЭ по этому предмету.Думаю, очень важно быть наравне с учениками в плане информационной и компьютерной подкованности, уметь быть справедливым и требовательным учителем, никогда не ныть, не стенать, не плакать из-за низкой заработной платы, загруженного дня, недостатка времени. Весь негатив, скапливаемый в вас, сбрасывается на детей во время урока, а в итоге неудачный урок, злой учитель, недовольные и расстроенные дети. Ведь выбор профессии никто за нас не делал, Это только наш выбор, мы можем винить только себя, а дети здесь ни при чем! Сколько раз, вставая с утра, я говорила себе: «Как мне не хочется идти на работу, как хочется еще поспать, остаться дома!» Но как только входила в класс, подобные мысли вылетали из головы, от них не оставалось и следа! Каждый ребенок стремится поделиться со мной своими новостями, мыслями, желает посоветоваться и просто поговорить, а иногда им достаточно, чтобы я лишь поздоровалась и улыбнулась. И все: я понимаю, что я на своем месте, в своей стихии.Работать в школе – значит быть в курсе событий. Московская система образования провела за последнее время множество изменений, которые не могли не сказаться положительно на решениях множества молодых педагогов пойти работать именно по своей профессии.И каждый раз, когда мне вдруг приходит мысль о смене сферы деятельности, я начинаю анализировать: где еще смогу делать то, что люблю, где узнаю много нового, где один день совершенно не похож на другой, где смогу еще так себя выразить, в какой профессии еще можно так творчески подходить к работе! И делаю вывод: только работая учителем, я смогу все это сделать и достичь своей мечты!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту