search
main
0

Мы в ответе за то, что выбираем

Социальный проект колледжа услуг №10 «Мы в ответе за то, что выбираем…» (автор – обучающийся второго курса Альберт Калинин, руководители проекта – заместитель директора по УВР Татьяна Макарова, педагог-психолог Валентина Дударец, методист Елена Федотова) занял первое место в конкурсе социальных проектов студентов по программе «Арт-Профи Форум» в номинации «Колледж – территория спорта и здорового образа жизни».

Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Проект посвящен социальной ситуации развития подростка, среде общения, полю деятельности, адаптированности подростков к современным условиям жизни. Подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиском самого себя, своего внутреннего «я» и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора, самостоятельностью.Цель проекта – формирование личностных качеств обучающихся, которые обеспечат преобладание ценностей здорового образа жизни; навыков отказа от вредных привычек, критического осмысления информации, получаемой в неформальных группах; убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.Для реализации цели автор поставил перед собой такие задачи: развивать стремление к самопознанию и саморазвитию, формировать позитивный образ будущего, актуализировать представление о жизненных ценностях, формировать четкое представление о механизмах возникновения любого рода зависимости.После изучения теоретического материала, определив аспекты по изучаемому вопросу и проведя исследовательскую работу, автор создал при поддержке педагогов социальный проект, в который включил разнообразные и эффективные виды деятельности. Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации. Хорошая и грамотная информированность подростка – основа поиска окончательного решения. Очень редко решение приходит сразу и бывает представлено каким-либо одним вариантом. Чаще выбор приемлемого решения осуществляется из нескольких альтернатив.Работа над проектом начиналась с небольшого исследования, результаты которого были использованы для составления плана профилактической работы. Одним из наиболее эффективных профилактических принципов в работе с молодежью проект определил принцип «От равного – к равному». Для этого в колледже проводят занятия, которые дают возможность поставить себя на место другого человека, устанавливать границы общения, управлять своим поведением. Анализируя наиболее типичные социальные ситуации во время групповых занятий, подростки могут делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свое решение. Тематика занятий разнообразна: «Человек свободного общества», «Еще раз о свободе», «Свобода от… Свобода для…», «Я выбираю».В профилактической работе в рамках проекта предусмотрено использование волонтерского движения, которое предполагает самостоятельное принятие решения и помощь другим. Именно добрая воля, а не принуждение или поиск выгоды лежит в основе поступков волонтера. Однако добрая воля не принесет добрых плодов, если рядом с ней не будут следовать ответственность и сознательность. Волонтерское движение – это прежде всего огромный добровольческий ресурс, направленный на формирование здорового образа жизни обучающихся и студентов. Подросток делает общее дело, но делает его в команде.Прежде чем приступить к решению проблемы, необходимо ее изучить, увидеть ее корни, ее следствия, особенности, а также узнать, какие способы решения проблемы уже существуют и какие эффективны. Вне такого подхода любая помощь всего лишь попытка действовать наудачу, эмоциональный порыв, не всегда приносящий хорошие плоды.Первые шаги волонтерской деятельности в колледже связаны с изучением таких тем, как «Нужны ли нам переживания?», «Зависимость – это…», «Правила поведения в конфликтах». Эффективным методом формирования установки здорового образа жизни стала лекция, при помощи которой систематически и последовательно излагается просветительский материал, которая охватывает максимальное количество участников воспитательного процесса. В проект «Мы в ответе за то, что выбираем…» включены лекции на темы:- «Наркомания – дорога в бездну»;- «Курение и его воздействие на организм человека»;- «Жизнь без курения – шаг к здоровому образу жизни»;- «Энергетические напитки»;- «Влияние алкоголя на организм человека»;- «Алкоголизм – тяжелое хроническое заболевание»;- «Наркоманская субкультура как фактор приобщения к наркотикам»;- «Родители и подростки. Как родителям строить отношения со своим ребенком? Стили общения в семье».Лекции проводят для обучающихся, педагогического коллектива и родителей обучающихся колледжа. На родительских собраниях уместно предложить родителям памятку от подростка «Мои поступки – не смертный грех». Такой вид работы включает родительскую общественность в обратную связь по вопросу профилактики вредных привычек в подростковой среде.В проекте особое внимание уделяется проблеме пивного алкоголизма в подростковой среде. Пиво сегодня рекламируют как модный напиток, часть «крутого» имиджа. Все это приводит к тому, что пивом начинают злоупотреблять, используя его как заменитель любых других вариантов утолить жажду. В настоящее время стремительными темпами продолжает нарастать тенденция к злоупотреблению молодежью алкогольными напитками. «Детский и подростковый алкоголизм» – этими терминами, пожалуй, не удивить сегодня всех тех, кто в той или иной мере работает с подростками. Алкоголь проникает в молодежную среду, его воздействие на растущий организм определенное время скрыто, он часто маскируется под почти невинные «забавы» с «абсолютно безвредным пивом».К массовым разрушающим вредным привычкам подрастающего поколения относится и курение.В проекте особое внимание уделяется болезни XXI века – наркомании.Проект «Мы в ответе за то, что выбираем…» ориентирован на формирование четкого представления о механизмах возникновения любого рода зависимости (никотиновой, алкогольной, наркотической), а также формирование навыков отказа от употребления психоактивных веществ, критического осмысления информации, получаемой в неформальных группах. Лучшая из профилактик – та, которая дает больше всего пищи для размышлений на самые разные темы. Поэтому на основе практики сложилась схема проведения профилактических презентационных занятий:- «Правда и ложь об алкоголе»;- «Жизнь над пропастью»;- «Лудомания, или игровая зависимость»;- «Курить или не курить? Выбор за тобой!».Профилактическая деятельность в рамках социального проекта проводится под руководством заместителя директора по УВР и педагога-психолога. Во время демонстрации проектов педагог-психолог имеет возможность работать с группой, личностью по проработке психологических факторов риска, психологическому самообразованию и т. п.Основная суть профилактических проектов заключается в привлечении к участию в нем как можно большего числа обучающихся. Само их участие в подобного рода проектах предполагает выработку определенного взгляда на проблему, что с точки зрения профилактики благоприятно влияет на формирование основ здорового образа жизни в подростковой среде.По результатам социального исследования прослеживается положительная динамика: повышается ли психологическая компетентность подростков в вопросах, связанных с пропагандой здорового образа жизни; формируется ли жизненная позиция, основанная на социальных ценностях, которые утверждают здоровый образ жизни, осознанное отношение к будущему, ответственность за принимаемые решения; восстанавливается ли в общественном сознании традиционная ценность здорового образа жизни, ведь подростки обучаются навыкам социально-психологической защиты, умению говорить «нет». Проект «Мы в ответе за то, что выбираем…» учит подростков анализировать причины поступков других людей, ориентироваться на общечеловеческие принципы и нравственные нормы.Есть надежда, что комплексное проведение мероприятий проекта и в будущем будет закреплять у подростков бережное отношение к своему нравственному и физическому здоровью, формировать важнейшие социальные навыки для успешной адаптации в обществе, помогать совершенствовать коммуникативные умения и навыки в разных ситуациях общения, формировать адекватное восприятие информации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте