search
main
0

Мы в ответе за тех, кого… обучили. В Красноярском крае реализуется программа «Развитие системы начального и среднего профессионального образования»

«Ну возьмите меня…». В мире, где люди делятся на работников и работодателей, почти каждый взрослый человек хоть раз в жизни (мысленно, а то и в полный голос) вынужден был произносить эти слова. К сожалению, средний работодатель – это человек с компьютером вместо сердца, и на него в отличие от Юрия Гальцева эти слова совсем не действуют! Как же узнать, какой работник ему нужен? Какой квалификации, с какими знаниями, умениями? Тогда можно было бы заранее выработать требуемые навыки, выучить нужные параграфы? Тогда не пришлось бы примерять эту непростую роль «просителя»! Тогда работодатель бы уговаривал: «Ну приходите ко мне на работу!».

Сто тысяч «почему»

Пока такие просьбы нанимателей из области желаемого. Нежелание части бизнесменов брать на работу выпускников краевой системы профобразования имеет глубокие корни. Исторически техникумы и училища появлялись вокруг крупных предприятий. Промышленные гиганты обрастали инфраструктурой, создавали возле себя собственную небольшую «кузницу кадров». Но в начале 90-х годов промышленность начала судорожно биться в коллапсе, угрожая вот-вот замереть навеки, и юные рабочие стали никому не нужны. Система начального профессионального образования училась выживать. Массово стали открываться хоть сколько-нибудь востребованные профессии, замещая те, которые даже не надеялись реанимировать.

Сегодня в краевой системе профобразования (на региональном финансировании) находятся 76 профессиональных училищ и лицеев и около десятка техникумов. В них обучаются более 70000 ребят. Парадоксально, но при том, что поваров в крае готовит около 20 образовательных учреждений, их катастрофически не хватает. Ежегодно армия молодых пэтэушников попадет на рынок, но трудоустройство гарантировано далеко не всем.

– Мы столкнулись с тем, что так называемые профессиональные массовые выпуски малоэффективны, – рассказывает Марина Бесфамильная, президент краевой ассоциации рестораторов. – И у нас возник закономерный вопрос: а почему? Почему сегодня при ежегодном выпуске из системы НПО по 600 поваров, кондитеров, официантов, барменов, которые, естественно, имеют диплом, считаются квалифицированными специалистами, мы испытываем бешеную потребность в кадрах. Почему сегодня наши заведения остро нуждаются в этих же самых профессиях рабочих? Побывав в техникумах и лицеях, в которых готовят специалистов для нашей отрасли, пришли к тривиальному выводу – каждый работает для себя.

Аналогичная ситуация в бытовой отрасли. Вице-президент краевой ассоциации «Бытсоюз» Александр Лыков тоже признает, что качество подготовки юных портных, парикмахеров, обувщиков далеко от совершенства: «После окончания училища девочка-портниха с третьим разрядом способна делать только простейшие операции. Она и в глаза не видела современных швейных машин. Среднестатистический директор ателье просто побоится брать такого «работника». Ему нужен план, а значит, такой человек, который с первого дня работы в состоянии этот самый план «тянуть»!

Программный подход

О том, что работодатели недовольны качеством подготовки выпускников училищ, в Агентстве профессионального образования и науки администрации Красноярского края, безусловно, осведомлены. Краевое агентство по роду деятельности курирует училища и лицеи.

Не учитывать потребности бизнеса и продолжать выпускать на рынок труда дипломированных безработных – просто преступление, считает руководитель агенства Ольга Никитина. Ситуацию необходимо срочно менять. Поэтому в крае с этого года приступили к реализации программы «Развитие системы начального и среднего профессионального образования». Суть программного подхода заключается в двух базовых ориентирах. Первый – обеспечение профессионального роста жителей края в соответствии с потребностями нового этапа индустриализации, регионального рынка труда, достижения баланса предложений профессий и потребностей в них экономики края. Второй – это вклад краевой системы среднего и начального профессионального образования в становление гражданского общества, обеспечение процессов интеграции молодежи, взрослого населения и мигрантов в социокультурную жизнь региона, создание условия для овладения жителями края компетентностями, обеспечивающими возможности их самореализации как на рынке труда, так и в общественно-культурной жизни края.

Правда, подготовка к реализации, создание концепции, переговоры и подготовка соглашений с работодателями в части объемов, направлений и качества подготовки велись уже давно.

Сетевой эффект

Так, сегодня в крае по ведущим отраслям идет формирование так называемых ресурсных центров. Не просто мегаПТУ, как их иногда называют, а образовательных учреждений с достойной материальной базой и принципиально новыми подходами к подготовке кадров. Обучение в ресурсных центрах идет по новым образовательным программам с учетом требований работодателей, то есть именно тем компетенциям, которые нужны в данный момент конкретным работодателям. Участие бизнеса в составлении образовательных программ, в аттестации выпускников становится гарантией того, что «ну возьмите меня…» сменится на «обязательно возьму его на работу!». Кроме того, ресурсный центр обладает так называемым сетевым эффектом, то есть «подтягивает» до уровня остальные училища и лицеи системы.

Амбициозные планы краевого агентства профессионального образования и науки по созданию ресурсных центров и подготовке современных рабочих, имеющих желание хорошо жить и умеющих хорошо работать – это шанс не только для нескольких сотен подростов, но и всего региона. Как сказал губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, выступая на коллегии Минобрнауки РФ: «Нам нужна система образования, отвечающая целям страны в целом, целям регионов и предприятий в частности. Нам нужна система образования, которая базируется на нашем представлении о будущем, поскольку система образования – базовый инструмент государства в формировании будущего страны».

Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте