search
main
0

Мы творим собственную жизнь сами

Исследование проблемы

Объект исследования: молодежь от 14 до 25 лет.

Предмет исследования: безработица и трудоустройство молодежи.

Цель: выработка собственной программы для решения проблемы молодежной безработицы и трудоустройства.

Содержание проекта:

1. Актуальность проблемы молодежной безработицы и трудоустройства.

2. Попытки решения проблемы, действующие программы ликвидации молодежной безработицы.

3. Специфика программы, выбранной для решения проблемы молодежной безработицы и трудоустройства.

4. Пути реализации выработанной программы.

Методы:

1. Социологический опрос населения Юго-Западного района г.Саранска.

Цели опроса: выяснить мнение жителей микрорайона об актуальности проблемы и причинах молодежной безработицы.

2. Анализ отрицательных сторон молодежной безработицы.

3. Анализ статистических данных о молодежной безработице.

Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

В последнее время обострилась проблема безработицы среди молодежи. Куда идти работать после окончания учебных заведений, многие не знают.

Спад производства, вызванный разрывом экономических связей, привел к высвобождению работников, которые оказались невостребованными на рынке труда. Повышенный спрос работодателей к квалификации кадров изменяет состав безработных граждан в зависимости от уровня образования. Менее квалифицированные имеют относительно меньший шанс быть принятыми. Возникло качественно новое явление – конкуренция. В таких условиях особенно тяжело приходится неконкурентоспособным слоям населения. Наиболее уязвимой на рынке труда оказалась молодежь, так как зачастую молодые люди оказались к этому не готовы. Они составляют 35% трудоспособного населения России.

Выпускники нашей гимназии являются самой уязвимой группой, так как не имеют достаточно профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны.

Данные социологического опроса

98,2% из 110 опрошенных считают, что в нашей стране и в г. Саранске остро стоит проблема молодежной безработицы и трудоустройства.

Причины безработицы:

По данным социологического опроса:

1. Спад производства, закрытие промышленных предприятий, уменьшение численности рабочих мест.

2. Отсутствие опыта и трудового стажа у молодежи, так как работодатели предпочитают высококвалифицированных специалистов.

3. Низкая заработная плата и завышенные претензии молодежи к оплате своего труда.

4. При подготовке специалистов не учитывается спрос. Например, экономистов, юристов готовят в большем количестве, чем необходимо.

Мы видим отрицательные стороны безработицы, но есть и положительные. Из анализа видно:

с экономической точки зрения безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, которую всегда можно использовать;

с психологической – умеренная безработица повышает дисциплину труда. Здесь действует такой стимул, как риск потерять место;

с демографической точки зрения умеренная безработица может содействовать оптимизации структуры занятости по половозрастному признаку;

с политической точки зрения умеренная безработица способствует предпринимательской деятельности.

Попытки решения проблемы, действующей программы ликвидации молодежной безработицы:

Каким способом нашли (искали) работу?

37 из 75 опрошенных ответили, что обращались к помощи родных и близких; 22 из 75 действовали самостоятельно; и только 5 из 75 обращались в службу занятости.

Рассмотрев законодательные акты и программы, направленные на борьбу с безработицей, рассматриваем принципы работы службы занятости.

Незанятый гражданин обязан сам обратиться в службу занятости, которая регистрирует его как лицо, ищущее работу.

Служба занятости обязана в течение 10 дней представить ему подходящую работу.

Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то гражданин приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

По данным статистической отчетности, общее количество выпускников 2006 года, вынужденных вести поиски рабочего места, составило 1800 человек, или 24% от выпуска, в том числе: среди выпускников профессиональных училищ их численность составила 20%; выпускников техникумов и колледжей – 70%; выпускников вузов – 23%.

В службу занятости в 2006 году обратились около девятисот подростков.

Около 300 выпускников (35%) при содействии службы занятости были трудоустроены постоянно. Две трети получили работу по специальности. Чаще оказываются востребованными выпускники профессиональных училищ, имеющие рабочие профессии, и выпускники высших учебных заведений.

23 выпускника учебных заведений из 56 опрошенных в возрасте от 17 до 27 лет нашли работу не по специальности, то есть 41% на вопрос «Почему работают не по специальности?» ответили, что причины следующие: нет спроса, не нравится полученная специальность; низкая заработная плата, то есть специальность не гарантирует материального благополучия.

Рассмотрим решение Правительства РФ о реорганизации службы занятости с 1 января 2001 года. Интервью с начальником центра занятости г.Саранска господином Князьковым:

– В чем суть реорганизации службы занятости?

– Отдел занятости реорганизуется в государственное учреждение. Центрам занятости дается право заниматься предпринимательской деятельностью. Финансирование у нас будет иным. Если раньше на все программы средства шли из внебюджетного государственного фонда занятости населения, то с 1 января 2001 года он ликвидирован. А программы занятости будут теперь оплачиваться на долевых началах из федерального, регионального и местно бюджетов.

– Зачем государство взяло на себя защиту безработных, если бюджет трещит по швам и без этого?

– Очевидно, правительство считает, что в бюджете достаточно средств для борьбы с безработицей.

– А почему так считает?

– За последние два года стала резко сокращаться официальная безработица, из-за ужесточенного режима регистрации. Это не позволяло многим людям встать на учет.

Наши выводы:

С ликвидацией фонда занятости предприятия освобождаются от затрат, связанных с профилактикой безработицы. Это приведет к сокращению затрат на программы занятости населения, многие останутся вообще без защиты.

Третий этап

Что сделано для разработки собственной программы ликвидации молодежной безработицы.

Анализ прогнозов рынка труда.

Анализ результативности существующих программ по ликвидации молодежной безработицы.

Интервью с профессионалами и компетентными людьми.

Анализ собственного мнения учащихся по проблеме молодежной безработицы и трудоустройства.

Прогнозы развития рынка труда:

По оценке центра занятости населения, общее количество ищущих работу в 2006 году достигнет 26 тысяч человек, в том числе молодежи – 19 тысяч. В службе занятости зарегистрировано 9,6 тыс. человек, 4 тысячи из них будут находиться в возрасте 16-25 лет.

В связи с ростом числа учебных заведений будет увеличиваться число выпускников, особенно системы среднего и высшего профессионального образования. В 2006 году выпускников дневных отделений профессиональных учебных заведений будет не менее 12 тысяч. В силу коммерциализации образования и отсутствия гарантий трудоустройства все большая часть их будет заниматься поисками работы самостоятельно, сталкиваясь с преградами в виде требований работодателя (опыт, уровень квалификации, стаж).

Ухудшится ситуация на рынке труда с подростками. Будет расти прослойка молодежи, имеющей очень низкий уровень образования и индифферентное отношение к трудовой деятельности.

Усилится кризис рабочих кадров на предприятиях. Причина – постоянное снижение интереса молодежи к получению рабочих специальностей.

По данным комитета образования, в 2006 году только 6% выпускников 11-х классов и 14% выпускников 9-х классов местом дальнейшей учебы выбрали ПУ. Это будет способствовать сохранению структурной безработицы, когда, с одной стороны, находятся работники с низкой квалификацией, а с другой стороны, значительный спрос на высококвалифицированных рабочих.

Негативное воздействие на рынок труда будет происходить за счет сокращения финансирования специальных программ, в том числе и молодежных из федерального бюджета. Перенос приоритета финансирования на местные бюджеты может значительно сократить возможности временного трудоустройства подростков и впервые выходящих на рынок труда выпускников школ, профессиональных училищ и техникумов.

Предлагается программа «Новый старт»

Обоснование выбора этой программы:

Для подростков первоначальными и главными задачами являются получение образования и специальности.

Выбор профессии должен быть обоснованным на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей, возможностей гражданина и потребностей рынка труда. Это особенно важно в условиях негарантированной занятости.

Профориентация в нашей стране находится в критическом состоянии. Но она нужна всему обществу и молодежи в первую очередь, поскольку это не только экономическая, но и социальная задача, включающая и передачу культурных традиций, и поддержку слабых, и снижение напряженности в обществе.

Выбирая программу «Новый старт», мы исходили из наших реальных возможностей, что мы можем сделать на уровне гимназии, чтобы помочь учащимся в выборе профессии.

Основные направления программы «Новый старт»

Учитывать в профориентационной работе гимназии результаты анализа спроса и предложения рабочей силы и прогноз рынка труда, производимые службой занятости.

Поддерживать связь с Саранским городским центром занятости населения, действующим на базе МГУ им.Н.П.Огарева, с целью более четкого информирования старшеклассников о возможностях более грамотного выбора профессий данного вуза и отслеживания трудоустройства выпускников после окончания вуза.

Привлечь к участию в профориентации органы ученического самоуправления гимназии. Создать ученический центр по профориентации.

Создать программу психолого-мотивационного обеспечения выбора профессии учащимися 8-11-х классов на базе медико-психологической службы гимназии.

Установить и поддерживать постоянный контакт с координационным советом службы занятости молодежи при комитете по делам молодежи, по профессиональной подготовке рабочих кадров.

Основные задачи программы «Новый старт»

1. Формирование у школьников положительной трудовой мотивации и личных целей и планов собственной карьеры, основанной на знании своих возможностей.

2. Знакомство с миром современных профессий. Научить учащихся различать профессию, должность и образ жизни.

3. Знакомить с ситуацией на рынке труда и обучать учащихся навыкам эффективного поведения в условиях негарантированной занятости.

4. Информировать учащихся о том, куда можно обращаться по вопросам профессионального обучения и трудоустройства в нашем городе.

Четвертый этап

Определение конкретных шагов, мероприятий по реализации нашей программы «Новый старт»

1. Анкетирование среди учащихся гимназии №23 с целью выяснить, какую роль в выборе профессии играет школа.

2. Какую помощь учащиеся хотели бы получить в школе при выборе профессии.

3. Какую роль в профориентационной работе в гимназии могли бы играть учащиеся.

4. Установление контакта с людьми, поддерживающими идею программы «Новый старт», которые могут помочь во внедрении ее в жизнь.

Шаги по реализации программы «Новый старт»

Шаг первый – работа над проектом по проблеме молодежной безработицы и трудоустройства.

Шаг второй – анкетирование среди учащихся гимназии №23.

Программа «Профессиональное и личностное самоопределение»

Необходимость создания и реализации программы по профессиональному самоопределению была вызвана тем, что анкетирование показало, что 30% не смогли определиться с интересами. У многих наблюдается смешение понятий «профессия», «специальность», «должность».

Цель программы:

Постепенное формирование у ребят внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного).

Задачи клуба:

Создать «Банк данных», включающий в себя информацию о профессиональных учебных заведениях города.

Организовать профессиональное просвещение среди учащихся 5-9-х классов, включить в программу просвещения: ознакомление с различными видами труда; с разнообразием профессий; с потребностями страны, региона, города в кадрах; с особенностями трудоустройства.

Проведение профориентационных мероприятий в гимназии в тесном контакте со специалистами по профориентации.

Александр КИСЕЛЕВ, Ученик 11-го класса гимназии №23, Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте