search
main
0

Мы такие разные Тема “Человек среди людей”. 5-й класс

Цель: развить представление учеников о многообразии и единстве человеческого сообщества.
Задачи: раскрыть вопросы сходства и различия индивидов в человеческом сообществе; познакомить учеников с понятиями “уникальность”, “индивидуальность”, “тождественность”, “дискриминация”, “толерантность”; способствовать формированию умений слушать и уважать мнение других; умений работать в группе, строить и обсуждать гипотезы, защищать собственное мнение, аргументируя собственную позицию; развивать толерантное отношение к окружающему миру.
Оснащение урока
Раздаточный материал: Книга рекордов Гиннесса, детский атлас (Народы мира), листы с заданиями.
Иллюстративный материал по теме урока.
Музыкальное оформление: песня Л.Агутина “Непохожий парень”.
Оформление доски: логотип урока (изображение абриса человека, смотрящего на разные стороны и окрашенного в разные цвета); фотоиллюстрации на доске с изображением людей; портрет (или только биографические справки о Форстере).
Видеоматериал: мультфильм “Адажио” (Белая ворона).

Эпиграф:

“КАКОЙ Я БЫВАЮ”.
Я бываю кошкой и собакой
И медведем толстым, косолапым,
Даже рыбкой, рыбкой из пруда!
Лошадью бываю иногда…

То синицей по небу летаю,
То пингвина вдруг изображаю.
Над цветами, как пчела, жужжу.
А то просто… девочкой хожу.
Учитель: По своему происхождению человек – дитя природы. Поэтому и у современного человека очень много разных биологических составляющих. Но, с другой стороны, стать настоящим человеком без общения с другими людьми (порой очень разными) он не сможет. Сегодня на уроке мы будем говорить о различиях между людьми. (Фоном звучит песня Л.Агутина “Непохожий парень”).
Ученики работают в парах в рабочих листах. Индивидуально с дополнительными источниками информации. Подбирают доказательства-примеры своей позиции. Объявляется конкурс “Кто больше назовет признаков отличий (сходства)?”. В случае затруднений можно обратиться к дополнительным источникам знаний.
Противоречат ли ваши разные выводы друг другу? Почему? Что лучше: быть похожим на окружающих или отличаться от других?
Представьте, что где-то существует общество, где все удивительно похожи друг на друга. Опишите, как вы его представляете. Или просмотр мультфильма “Адажио”: почему невзлюбили Белую ворону? Что пытались с ней делать? Какова судьба Белой вороны?
Прогнозирование фантастической ситуации; совместное моделирование ситуации; анализ мультфильма.
Замечательное человеческое качество – пластичность – в своем максимальном развитии может привести к конформизму, когда человек лишается своего “Я”, индивидуальности, уникальности. (Учитель показывает эти понятия, написанные на доске, на демонстрационных карточках). А как вы понимаете эти слова? Просмотрите значение этих слов в словарях, что они означают: конформизм, индивидуальность, уникальность, тождественность.
Но в реальной жизни существует и обратная ситуация: очень много конфликтов бывает тогда, когда люди преувеличивают свои различия и пренебрегают сходством между собой. Попробуйте представить общество, где никто ни на кого не похож.
Прогнозирование фантастической ситуации; совместное моделирование ситуации. Ученики приводят примеры из собственного социального опыта, обсуждают ситуации, делают выводы (не любят чужих).
Мне кажется, каждый из вас хоть раз в жизни испытал пренебрежительное и даже враждебное отношение к себе только потому, что чем-то не был похож на других. Вспомните, когда может происходить подобная ситуация? Что в этих ситуациях общего?
Такое поведение называется дискриминацией.
Ученики работают с толковыми словарями.
Объясните, почему у многих из нас существует настороженность к незнакомым, к людям непривычной внешности, с необычными способностями, особым поведением. Предположите, откуда берет начало такая недоверчивость. Чем тогда был опасен человек, отличающийся от других?
Для слабого класса можно предложить чтение (обсуждение) дополнительного текста из произведения Ж. Рони-старшего “Борьба за огонь”, Д▓Эрвильи “Приключения доисторического мальчика”. Почему древние люди враждебно относились к чужим? Закрепление понятия: рисунчатое лото в раздаточных листах.
Из оставшихся картинок лото составьте логическую цепочку. Что у вас получилось? О чем говорит эта цепочка рисунков?
Хочется верить, что большинство современных людей иначе относятся к окружающим, по тем или иным причинам отличающимся от нас. В настоящее время очень значимым для нас словом стало слово “толерантность”.
Современное общество людей может выжить только вместе, сообща решая насущные общечеловеческие проблемы. Множество признаков делят нас на всевозможные группы со своими интересами, представлением о себе и своем окружении. Гармония между различными интересами – мечта любого (большого и маленького) сообщества. Люди сильны тем, что, живя в человеческом обществе, умеют понимать и принимать других, отличных от них людей. Порой это очень трудно, но необходимо, этому нужно учиться.

Задание.
Вспомните народные сказки, из которых можно узнать о дискриминации и толерантности.
Некоторые комментарии к РАБОЧИМ (РАЗДАТОЧНЫМ) ЛИСТАМ.
Автор методической разработки данного урока придерживается позиции, что непосредственно на уроке максимальная нагрузка должна ложиться на учеников, то есть их самостоятельная работа должна быть организована и реализована на всех этапах учебного занятия. Учитель в данном случае остается “рулевым”. Конечно, при такой организации занятия он максимально загружен в подготовке урока (составление раздаточных листов, оформление иллюстративного материала, консультации по выполнению домашнего задания и др.), но это в полной мере компенсируется самотворчеством и самореализацией учеников на уроке. Более того, в случаях, когда ученик должен самостоятельно изучать ту или иную тему, именно такие раздаточные листы помогут ребенку понять логику темы, прийти к выводам, которые были сформулированы учениками непосредственно на учебном занятии.

Ирина БАТУРИНА,
учитель истории и обществознания

Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте