Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы стараемся продвигать русский язык

УГ - Москва, №11 от 17 марта 2015. Читать номер
Автор:

В прошлом году был дан старт большому проекту Правительства РФ, связанному с продвижением русского языка и образования на русском языке, цель которого – популяризация русского языка в мире, продвижение его и вовлечение как можно большего количества людей в изучение языка, русской культуры, привлечение жителей мира к обучению в российских вузах.

Институт русского языка имени А.С.Пушкина был определен как координатор и научно-методический центр проекта. В течение прошлого года коллектив нашего института вместе с другими крупнейшими ведущими вузами Российской Федерации провел огромное количество и методических, и просветительских мероприятий, направленных, с одной стороны, на изучение интереса к русскому языку, а с другой – на формирование тех новых мотивов, стимулов, которые могли бы обеспечить его продвижение.Продвижение любого языка за рубеж, безусловно, не может быть осуществлено без целенаправленной работы по привлечению интереса и повышению ответственности за русский язык внутри страны. Поэтому эти два процесса мы всегда с первых дней рассматриваем вместе и неразрывно. Это создание условий для изучения русского языка как иностранного, в том числе формирование большим научным коллективом портала, который за последние годы посетили свыше 300 тысяч человек более чем из 50 стран мира.Если говорить о мотивах (почему учат русский язык?), то все мы понимаем, что за последние 20 лет мотивация к изучению любого иностранного языка сильно изменилась. Раньше, помню, многие учили русский язык, чтобы иметь возможность в первоисточнике прикоснуться к великим культурным кодам, ибо, конечно, язык живет в текстах, а изучение этих текстов дает возможность в свою очередь прикоснуться к ментальности, к культурным ценностям народа. Сегодня мотивация к изучению языка изменилась, это экономические, социокультурные, очень прагматические факторы, люди учат язык для того, чтобы иметь конкурентные преимущества в современном мире. Поэтому мы мотивируем людей к изучению русского языка как пути, ключа к качественному образованию, к бизнесу и карьере в России, саморазвитию.Нынче мы заметили такую тенденцию: все, что сегодня происходит вокруг России (не было счастья, так несчастье помогло), максимально содействует тому, чтобы каждый из нас на своем месте задумался о роли русского языка в его жизни, о нашей ответственности перед русским языком. Необходимо и семейное воспитание детей, и высокое качество преподавания русского языка и литературы в школе, и грамотное, качественное использование русского языка в профессиональных целях. Те мероприятия, которые происходили, говорят о том, что есть потребность, готовность, желание смотреть на все эти вопросы по-другому: не просто любить, не просто декларировать, что мы любим русский язык, а проводить и поддерживать акции. Молодежь выступает с акцией об импортозамещении, есть программы, когда молодежные фонды подбирают русские слова – аналоги иностранным словам (себяшка вместо селфи), есть инициативы крупных работодателей – корпораций, которые выступают с инициативой сертификации своего персонала по качеству владения русским языком, с такими же акциями выступают школьные учителя, причем не только русского языка и литературы. Преподаватели всех дисциплин заявляют, что им не хватает профессиональных компетенций в области использования русского языка.В Год литературы Институт русского языка имени А.С.Пушкина определен координатором по еще нескольким мероприятиям Министерства образования и науки РФ. Они будут связаны, с одной стороны, с созданием новых технологий преподавания русского языка и литературы, здесь мы идем рука об руку с Министерством культуры РФ, разрабатываем новые формы: урок в музее, использование музеев и другого культурного потенциала нашей страны для повышения качества преподавания русского языка и литературы, с другой стороны, с созданием новой системы и программ повышения квалификации для учителей, которые бы действительно позволили так преподавать эти предметы, чтобы они были интересны (без интереса невозможно обучение), но в то же время решали задачи формирования национального самосознания, воспитания подрастающего поколения и сохранения нашего великого культурного и литературного наследия.Маргарита РУСЕЦКАЯ, и. о. ректора Института русского языка имени А.С.Пушкина


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту