“В связи с массовыми побегами на Марс из учебной программы временно исключается астрономия”. Этот анекдот был напечатан в некогда популярном журнале “Кругозор” (со “звуковыми” страницами-пластинками) N 4 за 1966 г., посвященном Дню космонавтики. Если его рассказать современным подросткам – не поймут юмора. Запуск ракеты, спутник, стыковка, скафандр и т.п. космические понятия так прочно вошли в обиход, что воспринимаются уже обыденно. Интерес к межпланетным путешествиям стал скорее коммерческим, чем романтическим. И мечта Циолковского: “Человечество не останется вечно на Земле… завоюет себе все околосолнечное пространство”, приобретает вполне конкретные очертания.
Между тем 4 октября исполнилось 45 лет со дня запуска первого в мире искусственного спутника Земли, с которого начался отсчет космической эры. Конечно, были по этому поводу газетные статьи, торжества. Но помнят ли об этом триумфальном для нашей страны дне сегодняшние школьники? Смотря где.
…У московской средней школы N 799, в которой есть музей “Звездный” имени С.П. Королева, в этом году тоже юбилей: 20 лет со дня основания. “Звездной” раньше называли и пионерскую дружину школы, в которой учатся более 1000 ребят. История, откуда пошел у ребят такой вот “космический” интерес, похожа на легенду, хотя имеет абсолютно достоверное происхождение.
В 1982 г. на открытии новой районной школы было, конечно же, много детей. И будущий ее обитатель, семиклассник Игорь Настенко, глядя на здание, воскликнул: “Смотрите, наша школа голубая, как небо! Словно космическая!”. Мальчишка бредил космосом, читал книги о космическом конструкторе С.П. Королеве и сумел “заразить” своей любовью не только товарищей, но и директора школы Зою Геннадьевну Фадееву, тогдашнюю старшую пионервожатую Нину Николаевну Маркелову, ныне заслуженных учителей Российской Федерации. В школе создали космический музей, каждый отряд в пионерской дружине боролся за право носить имя одного из космонавтов. Так дружина и стала называться “Звездной”. Было еще одно совпадение, которое определило “космическую” направленность. По заказу районных властей был отлит памятник Юрию Гагарину, который решили поставить рядом с новой школой.
Не стало пионерской организации, но школьный музей продолжает работать. Ученики ведут космическую летопись, ищут материалы в персональные альбомы покорителей космоса. Макеты звездных кораблей, орбитальных станций, скафандры, “космическую” пищу, настоящий ключ “на старт” с космического корабля “Восток”, сухие листья магнолии с Аллеи космонавтов в Сочи, документы, вещи, подаренные космонавтами и теми, кто имеет непосредственное отношение к запуску космических аппаратов, рисунки с ежегодного конкурса “Космос глазами детей” – с каждым годом таких памятных вещей становится все больше. В музее за эти годы побывало много взрослых и детей. В Книге отзывов расписывались представители Эквадора, Никарагуа, Боливии, Колумбии, Аргентины, Швеции, Анголы, Вьетнама, Болгарии.
Экскурсии с подробными экскурсами в историю космонавтики, в биографии героев космоса ведут сами ребята. У бессменной заведующей музеем Нины Николаевны Маркеловой помощники не переводятся. В основном это шестиклассники. Каждый выбирает себе тему для рассказа сам. О космонавте Владимире Шаталове рассказывает Настя Вершинина, о Юрии Гагарине – Алла Трубникова, об Елене Кондаковой – Миша Абашин, о животных в космосе – Дима Филиппов, о самом музее, о звездной путешественнице собаке Звездочке – Саша Владыкина. Ребята пишут и рефераты, лучшие из них выставляются на стендах, например, работа Оли Давыдовой о С.П. Королеве. Но, пожалуй, самое любимое занятие для всех – переписка с летчиками-космонавтами Петром Ильичом Климуком, Владимиром Александровичем Шаталовым… И те обязательно отвечают на вопросы, которые задают им ребята.
В музее есть не только космическая тематика. Ведь любимая наставница ребят Нина Николаевна Маркелова – участница Великой Отечественной войны, награжденная многими орденами и медалями, понимает, как важно с малых лет воспитывать любовь к Отечеству на примере подвига. Летчики-космонавты Георгий Береговой и Константин Феоктистов тоже воевали. Ребята знают, что Героем Советского Союза Георгий Тимофеевич стал именно в Великую Отечественную, а Константин Петрович, будучи разведчиком, попал в плен к фашистам, стоял под расстрелом и чудом выжил. Поэтому экспонаты, рассказывающие о войне, занимают в музее почетное место, проводится конкурс “Рисуют мальчики войну”. А постоянная акция музея “Радость людям” относится и к космическим героям, и к тем, кто в лихую годину стоял на защите Отечества.
Ко всем памятным датам ребята рассылают поздравления летчикам-космонавтам, ветеранам войны, всем друзьям музея. И делают это не по “обязаловке”, принуждению, а от всей души. Их отношение к окружающему миру определяют не рекламные ролики о пиве и прочем, а вещи, мимо которых при ином воспитании современные дети проходят, не понимая их знаковой сути. Вот, например, такие поясняющие надписи прикреплены к музейным экспонатам: “Когда я ходила в лес за грибами, то нашла эту фашистскую каску. Найдена под Можайском. 12.05. 97 г. Максина Ксения, ученица 3-го “Б” класса”.
В наши непростые времена, когда ради политической конъюнктуры переписывалась история невзирая на то, что свидетельства ее, порой страшные, встречаются еще на каждом шагу, для нравственного воспитания школьников такие вот школьные музеи очень важны. И, слава Богу, живы многие из тех людей, кто спас мир от коричневой чумы. И замечательно, что они, как Нина Николаевна Маркелова, поддерживают в ребятах ростки истинного патриотизма, делают все возможное, чтобы не очерствели юные души и сердца.
“Думайте о детях хорошо, и вырастут хорошие дети”. Эти слова встречают входящих в здание школы и определяют всю воспитательную политику его педагогического коллектива. Она оказалась правильной. Недаром бессменному директору школы
N 799 Зое Геннадьевне Фадеевой в 1998 году был вручен Диплом лауреата и премия Президента России в области образования.
Ирина ПАВЛЮТКИНА
Комментарии