search
Топ 10

Мы открыты для всех

Марина СЕМЕНОВИЧ, научный руководитель ресурсного центра «Детский сад для всех»: – Наш детский сад №1465 стал ресурсным центром «Детский сад для всех» в рамках проекта ЮНЕСКО, так как уже 12 лет работает в этом направлении. За эти годы нам удалось создать уникальную модель детского сада, встроенную в единую образовательную вертикаль «Детский сад – Школа – Центр», активно развивающуюся в Центральном округе. Модель включает в себя разные формы работы: инклюзивные группы, консультативную службу, службу ранней помощи, лекотеку, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Все многообразие форм направлено на достижение целей инклюзии. Основной постулат инклюзивного образования – это то, что не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка. При этом важно понимать, что инклюзивное образование затрагивает методологические основы всей системы образования, требуя соблюдения специальных условий, при которых будут удовлетворены образовательные нужды любого ребенка.

Сегодня уже определен круг партнеров нашего ресурсного центра, которые начинают инклюзию в своих детских садах в других округах, поэтому основной целью деятельности ресурсного центра «Детский сад для всех» становится как раз оказание помощи в создании таких специальных условий в дошкольных учреждениях столицы, которые позволяют обеспечить качество инклюзивного образования. К специальным условиям можно отнести:

– специально подготовленную развивающую среду, включающую специально организованное учебное пространство, оборудованное в соответствии с потребностями ребенка (пандусы, комнаты релаксации, приспособления для передвижения, методические пособия и так далее). Ресурсный центр создает спецификацию по оборудованию, которое необходимо в инклюзивном детском саду, чем могут воспользоваться ДОУ в стадии подготовки к инклюзии;

– принимающую атмосферу, особую культуру педагогического сообщества. Процедура подготовки педагогического и родительского сообщества имеет свои закономерности. Ресурсный центр совместно с ЦППРиК «Тверской» разработал и апробировал в Центральном округе тренинги по принятию инклюзии для педагогов и родителей. В плане работ центра в этом году есть открытое мероприятие, куда мы приглашаем всех заинтересованных лиц, – традиционный «Праздник толерантности», который помогает объединить детей, родителей и педагогов;

– лидера, имеющего креативную позицию и навыки образовательного менеджмента, способного стать проводником идей инклюзии и обладающего авторитетом среди коллег. Отдельной задачей для ресурсного центра стал поиск партнеров, тропных к идеологии инклюзии. Используя административный ресурс дошкольного образования и некоторых окружных управлений образования, мы выявили коллективы, которые станут пилотными учреждениями по инклюзии в своих округах. Руководителям этих детских садов в ходе деятельности по проекту мы предлагаем практические интерактивные семинары по особенностям образовательного менеджмента в инклюзивном детском саду;

– подготовку междисциплинарной команды специалистов, способных работать в инклюзивном пространстве. Развитие инклюзивного образования способствует возникновению уникального педагогического сообщества новой формации. Не подменяя специального коррекционного образования, оно дает толчок к развитию инновационных процессов в традиционной дефектологии. Именно тому, как оптимально, сохраняя знания специалистов об отклоняющемся развитии, применить их в новых социальных условиях, и будет посвящена работа в педагогических мастерских нашего ресурсного центра;

– открытое взаимодействие с партнерскими организациями (психолого-педагогическими центрами, общественными организациями, родительскими ассоциациями и так далее). Модель инклюзивного детского сада – открытая система, предполагающая включенность каждого участника педагогического процесса (педагогов, родителей, детей, общественных организаций и государственных структур). Ресурсный центр в состоянии оказать информационную и организационную помощь в налаживании контактов между общественными организациями, включая зарубежные и государственные образовательные учреждения;

– грамотное нормативно-правовое, финансовое и методическое обеспечение. В рамках проекта ЮНЕСКО Департамент образования ведет плотную работу по разработке многих регламентирующих актов по сопровождению детей дошкольного возраста в инклюзивном пространстве. Например, подготовлены проекты положений «Об инклюзивной группе в дошкольном учреждении» и «О ПМПК». Логично, что наш ресурсный центр принял участие в этой работе, помимо этого за время действия проекта удалось систематизировать и подготовить к изданию накопленные методические материалы, описать образовательные технологии, используемые в инклюзивном детском саду, снять фильм «Дом, который построили мы!».

Накопленный опыт доказывает, что инклюзивное образование – это качественное образование: меняются мотивация педагога, его креативность, что приводит к оптимизации педагогического процесса, способствует раскрытию потенциала каждого ребенка независимо от его стартовых возможностей.

Информация к сведению

Воспитанники ресурсного центра «Детский сад для всех» – люди творческие и талантливые. Например, Коля Голышев научился выражать свои чувства с помощью таких, почти белых, стихотворений:

Научились мы летать

Вместе с девочкой

Варей.

И так хорошо все было.

Мы ели пирожок

И запивали арбузным

Соком.

Пролетая мимо огня.

ххх

У меня есть поле под

Москвой. Оно все в снегу.

Там гуляет медведь.

Я забрался на сугроб и

Повалился. Выбрался.

И стал красивым.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту