Зачем школе надо зарабатывать деньги? Ответ на этот вопрос для разных социальных групп будет различным. Для учителей, для родителей с разным семейным доходом, для окружающих жителей, которых мы также хотели бы вовлечь в эту работу, для представителей местного бизнеса и местной власти надо найти свои, индивидуальные и убедительные ответы. Например, как можно убедить малоимущие семьи, что школе помогать надо? Мы начали с того, что собрали библиотеку комплектов учебников и предложили выдать их тем семьям, которые сами не могут их купить. И только после этого мы начали с ними разговор о необходимости их ответной помощи школам, необязательно деньгами, а, например, добровольным трудом или иными способами. Все должны увидеть и хорошо понять: деньги нужны для того, чтобы решить проблемы образования детей!
Другой важный вопрос – как их зарабатывать? Надо использовать все имеющиеся ресурсы для привлечения внебюджетных средств. Это и уход от бесплатного использования помещения школьной столовой комбинатом питания, как было раньше, и организация на базе школьной столовой “стола заказов”, и сдача помещения столовой для проведения торжеств. Некоторые могут возразить, что наша столовая не является конкурентоспособной. Позволю себе не согласиться. Конкуренты в этом виде услуг предлагают такие цены, что большинство населения предпочтет именно нашу столовую, если ее, как это сделали мы, немного отремонтировать, чуть-чуть украсить и купить для этих случаев соответствующую недорогую посуду. Наша школа проводит платные досуговые мероприятия для молодежи всего микрорайона: вокруг давно все учреждения культуры закрыты. Мы сдаем в аренду наш актовый зал для приезжих театров, студий, цирковых коллективов, и это тоже пользуется спросом. Мы сдаем в аренду также школьный гараж. Кроме аренды помещений, активно сотрудничаем с малым бизнесом: совместно производим поп-корн, фасуем горчицу, получаем от фирм на реализацию (что очень важно – это фактически товарный кредит!) мороженое, которое пользуется большим спросом у детей, а также канцелярские принадлежности. Все – столовая, буфет, коридоры, актовый зал – используется нами для зарабатывания денег на нужды школы. В школе работает собственное швейное производство.
Как и многие другие, мы зарабатываем деньги на оказании платных дополнительных образовательных услуг. Кроме поиска новых источников средств, экономим то, что у нас имеется. Например, когда дворники уходят летом в оплачиваемый отпуск, мы не нанимаем временных работников, а используем летнюю практику учеников, в том числе и для уборки школьной территории. Излишне говорить о том, что средний и текущий ремонт школы давно осуществляется за счет родителей, и школа у нас ежегодно отремонтирована уже в июле. Учителя, родители и ученики каждого класса ремонтируют свою классную комнату и закрепленный за классом участок помещений. Здесь мы также экономим и на оплате труда ремонтным рабочим. Я подсчитал полную стоимость родительской помощи, заработанных и сэкономленных средств, и у меня получилось, что эта сумма составляет около 1 млн. рублей в год.
Третий очень важный вопрос – как заработанное, привлеченное, сэкономленное сохранить? Как “спрятать” внебюджетные средства от государства, которое сразу же норовит их сильно “уменьшить” всеми доступными ему способами, и при этом не нарушить законы, составленные как будто специально для конфискации денежных средств? Наша школа имеет самостоятельный баланс, два счета в банке. Но оба эти счета давно “арестованы” из-за бюджетной задолженности, т.е. за долги государства перед школой. Это – абсурд, но российским коллегам его объяснять нет нужды. Зарплату мы вынуждены получать через счет централизованной бухгалтерии РУО, а других денег от государства не поступает. Пользоваться школьными счетами нельзя, положить на счет заработанное тоже нельзя, все сразу уйдет в погашение “долгов”. В кассе школы деньги хранить тоже нельзя по нашим законам, персональная ответственность за нарушение лежит на директоре.
Мы для себя решили эту проблему, создав совместно с родителями наших учеников общественный благотворительный фонд в соответствии с рекомендациями красноярского Центра “Сотрудничество”. Теперь я, как директор, законом защищен от других конфискационных законов и могу быть спокоен: заработанные для школы деньги также защищены от государства. Председателем благотворительного фонда была избрана мама ученика нашей школы. Она имеет высшее торговое образование, связи в местной администрации и среди бизнесменов. Как пенсионер она может посвятить свое свободное время работе в фонде на общественных началах, волонтером. Собираемые от родителей денежные взносы теперь аккумулируются в фонде на законных основаниях, в качестве благотворительных пожертвований. Но начал свою работу фонд не со сбора денег, а с широкомасштабной благотворительной акции: застраховал всех учеников школы от несчастного случая на 24 часа. И только затем фонд обратился за ответной помощью к родителям. И эта помощь последовала: один из родителей уговорил руководство своего предприятия пожертвовать фонду 200 тонн песка. Фонд обменял этот строительный материал на необходимые школе товары и материалы. Силами родительского фонда был отремонтирован школьный спортзал – заменили 200 кв.м полов! Столкнувшись с фактом, что в некоторых семьях дети не имеют возможности получать питание по несколько дней, фонд организовал помощь таким семьям – бесплатную булку хлеба каждый день. Такая же помощь, как оказалось, понадобилась от фонда и некоторым молодым начинающим учителям.
Благодаря активной работе председателя фонда с местной властью и с местными бизнесменами фонд готовится к открытию собственных торговых точек на местном рынке, причем разрешение от властей и от СЭС получено бесплатно – фонд благотворительный. Собираемся приобрести для нужд школы грузовой автомобиль. Он тоже поможет нам зарабатывать деньги.
В Попечительский совет общественного фонда нам удалось привлечь главу администрации района и начальника РУО. Теперь я обращаюсь к ним не только как к своим начальникам, но и как к попечителям школы. Местные власти пообещали, что бизнесмены (владельцы местного рынка, местной автостоянки и т.п.) будут просто обязаны оказывать благотворительную помощь школьному фонду. Председатель фонда привлекла жителей микрорайона к сбору подписей под петицией протеста против автостоянки в центре жилого массива. Условие, на котором жители согласны терпеть здесь автостоянку, – благотворительная постоянная помощь школе от владельцев этого предприятия. Скоро такая петиция поступит в местную администрацию. На очереди – аналогичная работа по вовлечению в благотворительную деятельность по поддержке образования предпринимателя рынка. И это не последние ресурсы новых внебюджетных средств в фонд поддержки нашей школы.
Николай ХАРЧЕНКО,
директор школы
Новосибирск
Комментарии