Осознать, что твой сын или дочь – особенные дети, не всегда бывает просто. Воспитывая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родители принимают его таким, какой он есть. А что ждет его в школе? Ведь за словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка. Поэтому очень важно, чтобы в школе такому ученику было комфортно во всех отношениях.
В 2022 году педагоги школы №1786 отпраздновали две маленькие, но значимые победы. Один из учеников с ОВЗ успешно окончил 9‑й класс и поступил в колледж, а другой перешел в 5‑й класс вместе со своими сверстниками (хотя по рекомендациям ЦПМПК ему можно было обучаться в начальной школе еще один год).
За этими двумя событиями многолетняя кропотливая работа команды психолого-педагогического консилиума школы. Есть ли секреты, судите сами (имена детей изменены из этических соображений). Нам просто захотелось поделиться своим опытом.
История первая
Родик в первом классе будоражил всех. На уроках сидеть не мог. Материал усваивал с трудом. Родители одноклассников сетовали на то, что задиристый мальчишка обижает их детей. Надо отдать должное – мама по совету специалистов школы получила заключение ЦПМПК уже в конце первого класса, и… мальчику стало жить в школе проще.
– Работали в команде: педагог, логопед, дефектолог, психолог, родитель, – рассказывает учитель начальных классов Анастасия Сергеевна Кокарева. – Каждый делал свое дело. Регулярно корректировали план взаимодействия. Вот уж у нас точно при семи няньках ребенок был под приглядом. Наш Родик научился слушать и слышать.
– В четвертом классе Родик начал писать удивительные сочинения, – добавляет учитель-логопед Екатерина Николаевна Регузова. – О чем это говорит? Была поставлена не только устная, но и письменная речь. Многочисленные упражнения дали свой результат: ребенок начал мыслить образами.
Беседы и тренинги пошли на пользу! С переходом в пятый класс Родик почувствовал себя взрослее. Ему захотелось стать успешнее сверстников. Он понял, что для этого надо делать.
– Ура! Мой сын перешел в пятый класс, – радуется мама Любовь Михайловна. – Было ему очень трудно идти по дороге знаний. Но на этом нелегком пути ему помогали школьные специалисты. Особенно родной стала для нас наша первая учительница Анастасия Сергеевна! Это был ее первый выпуск. И к ней попал наш трудный ученик. Она с большой любовью и вниманием отнеслась к нему. Не струсила, не отвернулась, а, наоборот, стала помогать Родику получать знания. Каждый специалист внес свой вклад в обучение моего сына. Директор школы Светлана Васильевна Лопаткина – организатор этого сложного процесса – инклюзии. Любая ситуация в поле ее зрения. Это дает возможность ребенку спокойно учиться. Татьяна Евгеньевна, педагог-психолог, хорошо чувствует и ученика, и атмосферу, в которой он находится. Если есть необходимость, выравнивает ее. Екатерина Николаевна Регузова, учитель-логопед, умеет подобрать эффективные задания, отлично концентрирует детское внимание. Всем-всем большое спасибо за профессионализм и неравнодушие!
– Сейчас мы учимся в пятом классе, – отмечает мама Родика. – Новый этап, новый шаг к самостоятельной жизни. Не скрою, нам и сейчас тяжело. Но мы опять не одни. Мы верим в наше будущее!
История вторая
У Геннадия начались проблемы во втором классе, когда появилось много письменных работ. А тут еще английский язык начал изучать. Слез у Геши было пролито немало. Когда мама принесла заключение ЦПМПК, педагоги разработали адаптированную программу. Но каждый год давался Гене очень тяжело. Не сдавались. Занимались, занимались и занимались… Результат того стоил!
– Где-то класса с 7‑го, – вспоминает учитель-логопед Екатерина Николаевна Регузова, – Геннадий начал прогуливать логопедические занятия. Почувствовал себя взрослым. Известно, что одно из важных условий успешности работы с такими детьми – это настрой как самого ребенка, так и всех, кто, работает с ним. Приходилось уговаривать мальчика, зазывать. А что делать? Подросток. Педагог должен понимать, что каждый урок – небольшой вклад в успешность ребенка.
Мы много беседовали с Геной. Разбирали все ситуации, которые его выводили из равновесия. Проговаривали пути решения. Расставляли все точки над i.
– Регулярные встречи с мамой, – рассказывает директор школы Светлана Васильевна Лопаткина, – помогали вырабатывать эффективную стратегию. Всегда приходили к общему решению.
– Главное в работе с Гешей – не позволить ему опустить руки, – замечает учитель русского языка Виктория Александровна Горлинская. – Повторяли по многу раз одно и то же, писали и переписывали. Экзамен тоже сдал не с первого раза. Но каждый раз внушали: «Гена, ты можешь! Осталось чуть-чуть». Помогло.
– Мой мальчик поступил в колледж! – восклицает Оксана Борисовна, мама Геннадия. – Чего это стоило нашим учителям! Спасибо огромное! Каждый из них всегда на стороне ребенка. Школа мне очень нравится. Все очень доброжелательные.
Работа ППК школы незаметна, но значение ее велико. Школьные успехи детей с ограниченными возможностями здоровья важны для каждого из нас. Это прежде всего социальное благополучие всех ребят. Мы верим в наших детей и в их будущее.
Татьяна КУРКОВА, педагог-психолог школы №1786
Комментарии