В 1993-1994 годах мы обсуждали исходные позиции разработки стандарта. Сейчас мы снова вникаем в ту же проблему, но с совершенно иных позиций – позиций людей, которые апробировали стандарты и могут говорить об этом предметно. Нужно учесть все поступившие предложения.
Напомню, что, когда вначале мы разрабатывали идею, концепцию, структуру стандарта, мы уже тогда спорили, надо ли включать учебный план и учебную программу в само тело стандарта? Решили, что не надо, аргументируя тем, что мы должны оставить значительную свободу для творчества методическим кабинетам и самим преподавателям учебных заведений. Кстати, наша параллельная структура, коллеги из среднего профессионального образования, включает в стандарты учебные программы и планы. Я считаю, более правильный путь выбрали все-таки мы.
Другое дело, что разработка методических материалов должна поспевать за разработкой стандартов. Я думаю, стандарт сразу должен быть оснащен требованиями к оборудованию кабинетов и мастерских, методическими рекомендациями и, конечно, тестами, которые являются частью стандарта и инструментом контроля качества освоения профессии. Но в применении тестов в качестве нового компонента в структуре стандартов надо подумать и не увлечься. Может быть, ограничиться тем, чтобы в стандарт вошли только тесты выпускного контроля (не переходные, не по каждому периоду обучения, освоения профессии)?
Поэтому я бы предложил нашему управлению такую схему работы. В этом году закончить работу, связанную с изменением и дополнением Перечня профессий. В это время накапливать замечания по стандартам и в 1999 году собраться на конференцию, посвященную нашему взгляду на то, что такое уже апробированный стандарт и что надо в нем изменить.
Обязателен ли мониторинг применения образовательных стандартов для всех? Наш институт имеет 10 экспериментальных площадок, на которых мы изучаем внедрение стандартов. Я считаю, что каждый, кто их внедряет, должен одновременно и мониторинг проводить. Это обязательный, неотъемлемый элемент внедрения стандарта. И если наша встреча в будущем году состоится, мы как раз будем готовы к квалифицированному разговору о стандартах.
Насчет документов по организации работы с мониторингом. Есть развернутое решение Коллегии по внедрению стандартов в Томской области. Кроме того, к осени наш институт выпустит записку по работе на трех экспериментальных площадках именно по вопросу мониторинга стандартов. Мы найдем возможность ее разослать или опубликовать.
В США программу национальной стандартизации подкрепили созданием специального органа стандартизации и выделили на это наших 22 млрд. рублей. Хорошо, если бы и у нас было такое же финансирование, но сводить все к деньгам не стоит. Даже если средства будут, наш институт не сумеет обеспечить подготовку такого объемного материала и в том количестве, в каком требуется. И тем не менее на 132 разработанных стандарта мы имеем 100 комплектов методического обеспечения, куда включены учебные планы, программы, методические рекомендации, список учебной литературы, тесты выходного контроля. Правда, мы имеем пока 46 учебников из 205, включенных в федеральный список.
Закладываются ли базовые сроки обучения по отдельным специальностям в нормативные документы? В стандартах есть сроки освоения отдельных профессий, то же относится и к специальностям. Нужно составить банк данных на учебно-методическую программную документацию, которая уже разработана в регионах. Ведь большинство того, что сейчас требуется (примерные планы, программы, методички, тесты…), в каком-то виде разработано в регионах. Если они нас сегодня не очень устраивают, давайте придадим им статус временных, примерных, но сведем их в банк данных и будем пользоваться ими уже сегодня. Тогда учебно-методический материал будет поспевать за стандартами.
Повторю – помогите нам создать банк данных! Для этого нужно как можно скорее направить к нам в институт данные о том, что у вас есть из наработок учебно-методического характера. На условиях договора с авторами мы будем распространять их по России.
Игорь СМИРНОВ,
президент Академии профессионального образования, профессор, доктор философских наук
Комментарии