Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы – космонавты. Проект «Звездное небо» для детей 5-7 лет

Дата: 22 ноября 2010, 21:09
Автор:

Работаю воспитателем в своём любимом детском саду уже 43 года. Замечала, что воспитанники старших и подготовительных к школе групп всегда интересуются \”звёздной темой\”. Поэтому было решено создать \”научную\” лабораторию, где дети имели бы возможность исследовать свойства воды, земли, воздуха. Изучив литературу по теме \”Занимательный мир астрономии\”, с коллегами изготовили много дидактических игр. Знания детей пополнялись. Они приносили книги для чтения, задавали вопросы, делали зарисовки. Идея проекта \”Звёздное небо\” возникла у меня, воспитателя, и нашей заведующей Татьяны Васильевны Жуковой. Вот уже три года наши ребята посещают мини-планетарий. Занятия проводятся с детьми 5 – 7 лет. Кроме того, сейчас действует \”Музей космонавтики\”.

базируется на программе Н.А. Рыжовой для дошкольников \”Наш дом – природа\”. Блок «Солнце». Темы: «Сезонные изменения в природе», «Солнце в жизни человека».               формировать элементарные представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы (их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения) и о зодиакальных созвездиях. \”Планеты Солнечной системы\”, \”Мир звёзд\”, \”Звёздное небо\”, \”Созвездия\”, \”Узнай планеты\”, \”Весёлый лабиринт\”, \”Скафандр\”, \”Моё созвездие\”, сюжетно – ролевая игра \”Мы – космонавты\”. \”Вращение планет вокруг Солнца\”, \”Падение метеоритов\”. Использование дыхательно-звуковой гимнастики \”Полёт на Луну\”. 1. \”Планета Земля\” – познавательное занятие, рисование.      

Идея проекта

Идея проекта базируется на программе Н.А. Рыжовой для дошкольников \”Наш дом – природа\”. Блок «Солнце». Темы: «Сезонные изменения в природе», «Солнце в жизни человека».

Тайны звёзд, космоса, планет всегда необыкновенно притягивают к себе ребят. В космонавтов с удовольствием играют все. Но как объяснить дошкольникам устройство Солнечной системы?

Предварительная работа:

– чтение книг, в том числе детских энциклопедий,

– посещение планетариев в Москве, Туле,

– наблюдение за Солнцем в разные времена года и в разное время суток.

Цели: 1. Создать мини-планетарий – голубую комнату со звёздным небом.

2. Формировать у детей представление о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы:

– их расположение относительно Солнца;

– орбиты движения планет;

– зодиакальные созвездия.

3. Закреплять представления детей о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев (по названиям и порядковым номерам), частей суток. Развивать логическое мышление.

4. Формировать речевое развитие детей. Развивать навыки творческого рассказа. 5. Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Работа с детьми: беседы, чтение литературы, экспериментирование, музыкальные и дидактические игры.

Оборудование и материалы:

–       Мини планетарий – подвесной потолок фигурный синего цвета из гипсокартона со сверкающими созвездиями (из мелких галогенных лампочек) над помещением экологического комплекса группы \”Шалунишки\”.

– Макет \”Солнечная система\”, основа макета – ковролин синего цвета круглой формы (орбиты планет выполнены из серебристой тесьмы, есть фигурки Солнца и планет).

– Дидактические игры: записи пения птиц и звона ручья, диск \”Планеты Солнечной системы\”, картотека созвездий.

Зоны ответственности за выполнение идей проекта:

1. Коллектив Центра развития ребёнка:

– дидактические игры;

– картотека созвездий;

– аудио и видеозаписи;

– подборка литературы;

– разработка системы занятий, посвященных звёздному небу, для детей старшей и подготовительной к школе групп;

– посещение детьми выездного планетария из Санкт-Петербурга;

– подвесной потолок (3×4), договор со строительной организацией;

– приобретение овального ковра в тёмно-синих тонах (3×3);

– проведение работ по проводке электричества;

– пошив костюмов космонавта;

– приобретение обоев голубого цвета для ремонта группового помещения.

2. Родители детей группы \”Шалунишки\”:

– ремонт помещения с учётом космической темы;

– изготовление \”звёздной\” атрибутики – космической станции, ракеты, лунохода, телескопа, макета планеты Земля, летающей тарелки.

– приобретение штор голубого цвета на окна.

Предварительная работа по внедрению проекта

–  Памятка для родителей о том, как дать ребёнку первоначальные представления о космосе, Вселенной, движении планет Солнечной системы.

– Задания для домашних занятий:

1. Беседы на тему \”Земля – наш дом\”, \”Солнечная система\”, \”О космонавтах\”.

2. Наблюдения за солнцем, ночным небом.

3. Чтение художественной литературы:

– Г. Майорова \”Игры и рассказы о космосе\”, М., 1999 г.,

– Т. Гонтарук \”Я познаю мир\”, М., 2006 г.

– С.И. Дубкова \”Сказки звёздного неба\”, М., 2004 г.,

– Ж. Парамонова \”Забавная астрономия для малышей\”.

4.  Работа в читальном зале детского сада, в изостудии,  зимнем саду.

5. Организация фотовыставки. Задания для детей:

1. \”Планета Земля и её спутник\” – рисование.

2. \”Нарисуй планету, которая тебе больше запомнилась\”.

3. Вылепи из пластилина 9 планет. Играй в Солнечную систему, используя нити-орбиты. 4. \”Понаблюдай за солнцем в течение дня, нарисуй на бумаге солнце\”.

5. Наблюдение за Луной и зарисовки увиденного.

Система  занятий  с  детьми по осуществлению проекта \”Звездное небо\”

Старшая группа

Цель: формировать элементарные представления о планете Земля, её спутнике Луне,  о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев.

Игры: \”Почему бывают день и ночь\”, \”Зима и лето\”, \”Собери картинку\”, \”Что изменилось?\”, \”Составь картинку\”, \”Космический кроссворд \”, \”Найди лишнее\”, \”Полёт на Луну\”, \”Звёзды\”, \”Я – планета солнечной системы!\”.

Экспериментирование: \”Земля вращается\”, \”Солнце – горячий шар\”.

Занятия: 1. \”Земля – наша планета\” – познавательное занятие.

2. \”В гости к солнцу\” – познавательное занятие с экспериментированием.

3. \”Луна – спутник Земли\” – познавательное занятие.

4. \”Времена года\” – познавательное занятие, математика, экспериментирование.

5. \”Части суток\” – познавательное занятие, математика, экспериментирование.

6. \”Звёзды. Кометы\” – познавательное занятие, рисование.

7. Дидактические игры – закрепление знаний.

8. Конкурс интеллектуалов \”Наша голубая планета\” – закрепление знаний.

9. \”Весёлые космонавты\” – музыкальное занятие.

Подготовительная к школе группа

Цель: формировать элементарные представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы (их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения) и о зодиакальных созвездиях.

Игры: \”Планеты Солнечной системы\”, \”Мир звёзд\”, \”Звёздное небо\”, \”Созвездия\”, \”Узнай планеты\”, \”Весёлый лабиринт\”, \”Скафандр\”, \”Моё созвездие\”, сюжетно – ролевая игра \”Мы – космонавты\”.

Экспериментирование: \”Вращение планет вокруг Солнца\”, \”Падение метеоритов\”. Использование дыхательно-звуковой гимнастики \”Полёт на Луну\”.

Занятия: 1. \”Планета Земля\” – познавательное занятие, рисование.

2. \”Покорение космоса\” – познавательное занятие, развитие речи.

3. \”О жизни космонавтов в космосе\” – познавательное занятие.

4. \”Большое космическое путешествие\” – познавательное занятие, математика.

5. \”Созвездия\” – познавательное занятие, рисование.

6. \”Жизнь на других планетах\” – познавательное занятие, физкультурное.

7. \”Солнечная система\” – познавательное занятие, лепка, экспериментирование.

8. Дидактические игры – закрепление знаний.

9. Конкурс интеллектуалов – закрепление знаний.

10. \”В гостях у звёзд\” – музыкальное занятие.

Результативность проекта \”Звёздное небо\”

Повышение квалификации воспитателя.

Распространение передового педагогического опыта.

Положительные отклики родителей.

Любознательность, познавательная активность детей.

Открытие \”Музея космонавтики\”.

Изготовленные руками детей альбомы, книги-зарисовки, книги-высказываний детей о космосе, стенды – коллективные работы детей на темы космоса.

Зоя Болтенкова, воспитатель Центра развития ребёнка – детского сада №14 города Ефремов Тульской области, участница XII конкурса «Сто друзей»

Фото с сайта chaoslend.ru.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt