Как часто мы слышим фразу: «Мы – одна команда!» А легко ли быть одной командой? Команда – это коллектив, в котором усилия всех сотрудников согласованны и направлены на достижение общих целей. В дружной команде или сплоченном коллективе всегда есть сформированный костяк, который способен преодолевать различные трудности. И чтобы педагоги становились этим костяком, необходимо поддерживать их порыв, желание творить, привносить в свою деятельность новое, интересное и им самим, и их ученикам.
Ведь, если коллектив разобщен, снижается эффективность труда, увеличивается текучесть кадров, конфликты выводят из состояния равновесия, понижается эмоциональный настрой коллектива в целом. В свою очередь позитивный микроклимат способствует быстрому разрешению проблем, положительный психологический настрой повышает настроение, способствует успешности совместной работы.
Ежегодно в каждый педагогический коллектив вливаются новые сотрудники, часто это бывают выпускники вузов, которые еще не имеют опыта работы, поэтому им вдвойне сложно сразу вписаться в устоявшийся коллектив школы.
Основная цель сплочения коллектива – мотивация педагогов работать вместе и развивать свои сильные стороны.
Для того чтобы все сотрудники чувствовали себя комфортно в нашем коллективе, мы проводим тренинги на командообразование. Я хочу предложить вашему вниманию программу тренинга для педагогов, который вы сможете провести в своем коллективе.
Необходимые материалы: мяч, бумажные салфетки, бумага, ручки по количеству участников.
1. Приветствие. Цель: создание благоприятного эмоционального фона группы, раскрепощение перед началом совместной деятельности.
Участники сидят в кругу и, передавая друг другу мяч, говорят своему соседу справа комплимент.
2. Упражнение «Салфетка». Цель: повышение самооценки, ощущение индивидуальности.
Каждому участнику дается салфетка, которая сложена в несколько раз. Ведущий дает команду оторвать правый угол, потом нижний левый и т. д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Ведущий подводит сотрудников к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии. Желающие высказывают свое мнение.
3. Упражнение «Рисунок на спине». Цель: развитие невербального общения.
Педагоги встают колонной, каждый смотрит в спину коллеге. Ведущий: «Сейчас я нарисую картинку на листочке и спрячу. Затем эту же картинку я повторю пальцем на спине у того, кто стоит последним в колонне. Ваша задача – постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого участника. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, и в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Начинаем».
При желании упражнение можно повторить несколько раз и поменять участников местами.
После упражнения участники делятся впечатлениями. Что помогало понимать и передавать ощущение? Что чувствовали первые и последние в колонне? Что мешало выполнять упражнение, с какими трудностями столкнулись?
4. Упражнение «Ассоциации». Цель: упражнение помогает каждому частнику прояснить для себя понятие «команда».
Инструкция ведущего: «Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «дружный коллектив». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы.
Возьмите ручку и бумагу. Ваша задача – услышать мой вопрос и записать первые образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Если коллектив – это постройка, то она…
Если коллектив – это цвет, то он…
Если коллектив – это музыка, то она…
Если коллектив – это геометрическая фигура, то она…
Если коллектив – это название фильма, то это…
Если коллектив – это настроение, то оно…»
Обсуждение: опрос участников по тем ассоциациям, что называли коллеги (вопросы-помощники: «Что вам понравилось в этом упражнении? Какие ответы были для вас самыми интересными? Какие ответы удивили вас? О чем вам говорит это упражнение?»).
5. Упражнение «Самолетик». Цель: развитие умения работать в команде.
Участники делятся на пары. Пары участников берут друг друга за руку, а свободными руками делают бумажный самолетик. После упражнения участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.
6. Упражнение на завершение «Творческая жизнь». Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
Участники объединяются в группы по 5-6 человек и получают задание: сформировать перечень рекомендаций, которые позволят сделать более творческой собственную жизнь, и записать их.
Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (например, регулярно выполнять физические упражнения, овладеть техникой медитации и релаксации, расширять круг своих интересов и др.).
7. Обратная связь. Цель: подведение итогов тренинга.
Участники по очереди дают обратную связь по проведенному мероприятию: что больше всего запомнилось, какие эмоции сейчас испытывают, оправдались ли ожидания.
Елена ТЕРЕХОВА, педагог-психолог школы №1467
Комментарии