search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат
0

Мы иссушили ум наукою…

Телевизионный вариант товстоноговских «Мещан» (в роли Бессеменова – Е.Лебедев) вместе со взрослыми, не отрываясь, смотрел десятилетний мальчик. Когда потом у него спросили о его впечатлениях, он ответил коротко: «Дедушку жалко». Мне довелось встречаться с народным артистом СССР Лебедевым, и я рассказал ему эту историю. Евгений Алексеевич обрадовался: «Мальчик абсолютно прав – Бессеменов нуждается в сочувствии, я и это играю тоже; замечательно, что мальчик способен сопереживать…»

Как научить детей сочувствию, сопереживанию – ключевая тема статьи Б.Неменского «Великая частичка СО», опубликованной в «Учительской газете» в начале девяностых годов. В другой статье, «Прорыв к культуре», художник пишет о том, что нельзя в школе развивать логическое мышление за счет пренебрежения эмоциональным началом, чувствами и переживаниями. Личностный опыт переживаний есть путь обучения сочувствию, сопереживанию, совести, и дать все это может только искусство. О том же и книга Б.Неменского «Мудрость красоты». Настойчивый и благородный интерес мастера к проблеме. «Искусство в школе» вызывает глубокое уважение. Проблема действительно острая, и дискуссия необходима.

Правда, у педагогических дискуссий есть одна особенность: те, кто принимает решения, в дискуссиях не участвуют – а зачем? Дискуссия о роли и месте литературы в школе завершилась введением ЕГЭ и выведением экзамена по литературе из числа обязательных. А может быть, и поделом ей, литературе? Конечно, Пушкин – это наше все; но ведь не все у него – наше. «Не изменяй теченья дел, привычка – душа держав», – учит царь Борис царевича Феодора стабильности. Но как же тогда с процессом модернизации образования? У Салтыкова-Щедрина очередной мэр города «сжег гимназию и упразднил науки»… Можно сказать: «провел реструктуризацию образовательных учреждений». А у Лермонтова в стихах – сплошные намеки: «Мы иссушили ум наукою бесплодной»…

Образовательная область «Искусство» в школе – и не область вовсе, а так – район, даже микрорайон, а на современном языке – нанорайон. Сегодня все реже и невнятнее звучит «воспитать, вырастить, сформировать человека и гражданина», а все чаще и отчетливее «ориентироваться на запросы, пожелания, требования работодателя». А для работодателя не самое главное все те «СО», о которых заботится художник Б.Неменский – сочувствие, сопереживание, совесть… И тогда не надо беспокоиться о месте искусства в школе – а зачем? Правда, на этом пути придется наступить на грабли пресловутой теории «колесиков и винтиков» (надо ли называть автора?). А вдалеке уже маячит фигура нехорошего профессора Хасса из хорошего фильма «Мертвый сезон». Он собирался вывести новые породы людей: человек-ткач, человек-шофер и так далее – по профессиям. Людей, которые ничего не умели бы, кроме своего ремесла, и ни о чем не задумывались бы…

Хочется надеяться, что будет найден правильный путь и встреча с упомянутым нехорошим персонажем не состоится. А вот с кем нужно было бы встретиться хотя бы на страницах «Учительской газеты» – так это с директором той школы Мурманской области, где в учебный план всех начальных классов было введено восемь недельных часов искусства: музыки, танца, театра и изо – по два часа каждого. Исходный тезис был прост: «Сначала надо выращивать (воспитывать, формировать) в детях человеческое, тогда они потом, с пятого класса, и математику, и все остальное догонят и перегонят». Было это несколько лет назад. Интересно, успели уже его «поправить» и примерно наказать?..

Искусство сегодня вытеснено из массовой школы либо в никуда, либо в сферу дополнительного образования. Я тридцать один год работаю в этом «дополнительном» (у нас в лицее драматический театр – ровесник школы). Вижу, чувствую, знаю, как необходимо детям настоящее искусство – необходимо и тем, кто у меня на сцене, и тем, кто в зрительном зале, как им не хватает такого искусства… Очень хочется верить, что дискуссия, начатая «Учительской газетой», поможет поднять понимание проблемы «Искусство в школе» на высокий государственный уровень. И очень не хочется, чтобы дети выросли и прожили жизнь в убеждении, что искусство – это то, что показывают по телевизору…

Михаил КИСЛОВ, учитель гатчинского лицея №3, Гатчина, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте