search
main
0

Музыка удваивает армию

Из века в век иноземные захватчики, нападавшие на нашу страну, поражались непоколебимому духу, стойкости и героизму нашего народа и его рати. И в оправдание своих сокрушительных поражений твердили о великих таинствах русичей, сверхсекретном снадобье-оружии, укрепляющем стойкость и мужество воинства России. Таким оружием во все времена была военная музыка нашей армии, ее военно-оркестровая служба. В Маньчжурии, во время русско-японской войны 1904 – 1905 гг., на одном из участков фронта после тяжелых боев практически не осталось русских войск. Враги уже торжествовали, как вдруг из-за сопки грянула звонкоголосая медь и под музыку показалась колонна солдат. Японцы, решив, что идут свежие русские войска, в панике бежали. А войск-то не было. Навстречу врагу шагал лишь военный оркестр во главе с Ильей Шатровым – тем самым капельмейстером, который написал ряд замечательных вальсов, включая знаменитый «На сопках Маньчжурии». Появившись в 1906 г., он на протяжении большей части XX века оставался всенародно любимым.

«Музыка удваивает и утраивает армию… С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил». Эти слова великого полководца России генералиссимуса Александра Суворова нисколько не утратили своей актуальности в наше время. Давайте вспомним…

Москва. Красная площадь. На ней замерли в ожидании команды строгие прямоугольники войск. Тишина. И вот в унисон призывно запели десятки фанфар. Сигнал: «Слушайте все!». Над площадью разносится звенящий металлом голос командующего парадом. А затем бразды правления переходят неприметному до того мгновения офицеру. Военный дирижер и его подчиненные – музыканты в погонах – рождают торжественный, волнующий кровь пульс парада. Одним взмахом руки в белой перчатке он задает ритм слаженному торжественному движению всей махины войск.

Звонко и слаженно поют трубы, свой особый акцент вносят альты и баритоны, страстно звучат валторны, патетически басят тромбоны и тубы, посвистывают флейты и кларнеты, четко и мощно отбивают такт литавры и барабаны военного оркестра. Эта торжественная гармония звуков «пробирает» так, что мурашки по спине. С первым чеканным шагом неведомая могучая сила подхватывает парадный строй, увлекая вперед в стремительном ритме чудесной музыки, и вы будто летите над брусчаткой, ощущая, как поет душа, отзываясь на голоса труб камертоном светлых, радостных эмоций…

Кто хоть однажды в парадном строю испытал это возвышенное чувство, никогда не забудет, как чеканил шаг в лавине переполненных молодой бушующей силой юных полубогов в курсантских погонах, с гордым сознанием причастности к могучей силе, готовой защитить Родину.

Военная музыка в нашей стране произрастает из древних корней, накопила богатейшие многовековые традиции. Духовые и ударные инструменты были в княжеских дружинах времен Киевской Руси.

Указом Петра Великого от 19 февраля 1711 г. во всех пехотных и кавалерийских частях русской армии были установлены штаты военных музыкантов. На оркестры возложили функции строевые, церемониальные, ритуальные и культурно-просветительские.

У каждого полка был свой именной марш – лейб-гвардии Преображенского полка, Егерский, Киевского драгунского полка и другие.

Одержав победу в Отечественной войне 1812 г., русская армия вступила в столицу Франции под звуки «Парижского марша».

В самом начале Великой Отечественной войны руководитель Ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Александров с поэтом Василием Лебедевым-Кумачом написали песню «Священная война», призывавшую советский народ на борьбу с немецко-фашистскими оккупантами:

«Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, –

Идет война народная,

Священная война…»

Под эту песню и под марш «Прощание славянки», созданный накануне Первой мировой войны капельмейстером Василием Агапкиным, 7 ноября 1941 г. с парада на Красной площади советские солдаты уходили прямо на фронт. А дирижировал сводным военным оркестром сам автор этого марша полковник Агапкин. Он так вспоминал о том историческом параде: «Я управлял оркестром, стоя на специальной подставке. Незаметно мимикой напоминал музыкантам следить за тем, чтобы не замерзли инструменты, так как было очень холодно…

…Когда стрелковые части закончили прохождение, мне нужно было сойти с подставки, чтобы отвести оркестр ближе к зданию ГУМа. И только тут я обнаружил, что ноги мои окоченели, а сапоги примерзли к подставке».

На грандиозном Параде Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади сводный военный оркестр в 1400 человек под управлением генерал-майора

С. Чернецкого вышел на середину площади и грянул на предельном фортиссимо «Славься, русский народ».

Наступили мирные дни, а в армии и частях продолжалась напряженная ратная служба. И ныне служат вместе с другими защитниками нашего Отечества музыканты во всех полках, частях, дальних гарнизонах.

Есть оркестры и на военных кораблях. Вот как, к примеру, проходят на них морские ритуалы. За 15 минут до торжественного подъема (спуска) флага горнисты исполняют сигнал «Повестка». За 5 минут до начала ритуала по сигналу «Большой сбор» экипаж корабля выстраивается на верхней палубе. За одну минуту до подъема (спуска) флага вахтенный офицер подает команду: «На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания «Смирно!». И ровно в установленное время командует: «Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания – поднять». По этой команде оркестр исполняет «Встречный марш», а затем и Государственный гимн России.

Наряду с военными оркестрами в нашей стране есть военные ансамбли песни и пляски. Всеобщей любовью народа и признанием во всем мире пользуется Ансамбль песни и пляски имени Александрова. После его триумфальных гастролей в Англии местные газеты писали: «Вчера вечером Красная Армия без единого выстрела заняла Лондон».

С ансамблем Александрова в Париже выступала юная Мирей Матье – будущая великая французская певица.

На праздновании юбилея Казанского суворовского военного училища зрители были восхищены высоким уровнем исполнительского искусства военного оркестра под управлением заслуженного артиста Республики Татарстан майора Владимира Ионова. В финале праздника музыканты исполнили старинную солдатскую песню «Солдатушки». Играли и пели все музыканты, а впереди, виртуозно управляя оркестром, с тамбур-штопом шел и пел майор:

«Солдатушки,

бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

– Наши деды –

славные победы,

Вот где наши деды!»

Вот что говорит начальник оркестра Казанского военного артиллерийского университета майор Ян Орехов окончившим Московское военно-музыкальное училище и военно-дирижерский факультет Московской консерватории:

– Военный оркестр – не музыкальный взвод, а профессиональный творческий коллектив, решающий задачи повседневной жизни воинской части и занимающийся концертной деятельностью на высоком уровне.

В целом жизнь военного музыканта интересная, почетная, но трудная, – продолжал Ян Владимирович. – Уже в шесть, а иногда и в пять утра наши барабанщики играют развод для курсантов. Ежедневно по 4 – 5 часов репетируем. А оркестр – духовой. Здесь физическая сила и выносливость требуются большие. По затратам энергии труд музыкантов духовых оркестров приравнивается к труду… шахтера!

Кроме основной службы, наш коллектив, как и другие военные оркестры, регулярно участвует в государственных праздниках, правительственных концертах.

Есть у нас и воспитанники – юноши 14 – 17 лет, которые учатся и воспитываются всем оркестром. У нас даже есть династия воспитанников. Почти полвека назад пришел в оркестр из Дворца пионеров мальчик-тромбонист Олег Тонких. Потом он стал солдатом. Окончил вечернюю школу, музыкальное училище, консерваторию и всю жизнь прослужил в военных оркестрах. Сейчас у нас служит его сын Евгений.

Военный оркестр – духовой, и, ей Богу, его без малейшего преувеличения можно назвать духовным, потому что звонкоголосой медью звучат возвышенные чувства солдатских душ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте