Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Музыка сама открывает мир высоких чувств и делает духовно богаче

УГ - Москва, №32-№33 от 18 августа 2009. Читать номер
Автор:

Первое сентябрьское утро… Цветы… Холодно. Но постепенно теплеет. Позади педагогический университет, вступительные экзамены в аспирантуру… А впереди? Впереди уроки, смех и, конечно же, мои первые ученики!

Музыка… Так ли велика роль этого школьного предмета? Нужен ли он вообще современным детям? Возьмем, к примеру, русский язык. Любому русскому человеку он просто необходим, ведь привить уважение к родному языку и традициям без этого предмета просто невозможно. Здесь все ясно. А что же с музыкой?

Иду на первый в своей жизни урок и волнуюсь! Да не просто волнуюсь – страшно! Завуч сказала, что в 7-м «Б» уроков последний год толком-то и не было, прежняя учительница много болела, а теперь вот уволилась.

Иду. Кажется, и переживать-то нечего. К уроку я готова, он тщательно продуман (готовила его не один день!), а все равно боюсь! Все такое новое, незнакомое, а главное – дети. Я совершенно не знаю, как себя с ними вести, седьмой класс все-таки!

Входим в класс.

– Ребята, начиная с сегодняшнего дня музыку у вас будет вести Виктория Владимировна, – представляет меня завуч.

Виктория Владимировна… Звучит совсем непривычно! Мне всего двадцать два. С интересом разглядываю своих первых учеников. Какие они взрослые!

Нет, совсем не о том я думаю. Собраться! Вспомнить тему и начать!

Выхожу в центр класса, ловлю на себе любопытные взгляды -ребята внимательно изучают меня.

– Старшеклассница, – доносится вдруг шепот с последней парты.

Да, внешность у меня, конечно, не «внушает»… Рост – 158 сантиметров, на каблуках, правда, можно и до 165 «дотянуть», но… Косметикой не пользуюсь, и строгости на лице никакой. В общем, выгляжу я, наверное, лет на семнадцать, не больше. Вместо учительницы и за старшеклассницу могут принять.

Собираюсь с духом и начинаю. Вдруг чувствую, что не справляюсь с классом – постепенно нарастает шумок. Едва вспоминаю ход урока, но оттого, что не все получается, тушуюсь еще больше и наконец замолкаю совсем.

Невольно вспоминается сцена из «Ералаша» – первый урок учителя в итальянской школе, где совершенно растерявшийся герой Геннадия Хазанова с ужасом выглядывает из-за учительского стола, наблюдая за своими разыгравшимися учениками. У меня, конечно, все было не так плачевно, но богатое воображение уже дорисовывало именно такой финал.

По плану у меня была увертюра Людвига Бетховена «Эгмонт», но вместо венского классицизма в классе звучал авангард XX века, с кластером и сонористикой…

Наконец прозвенел звонок. Ушли дети. Собираюсь домой и я…

Мой первый урок и первые вопросы. Почему не «пошел» урок? Что же я сделала не так? Как держать дисциплину? Мне еще учиться и учиться…

Мысль, что я и мои ученики – это главная и побочная партии в разработке, мучит меня до самого дома…

Холодно. За окном льет дождь. Завтра у меня снова урок в 7-м «Б»…

Надо еще успеть дописать планирование, оформить сценарий завтрашнего урока. В общем-то, я его уже продумала, осталось только написать, хотя… Что-то совсем не хочется идти завтра в школу… Нет, они вообще-то добрые и хорошие ребята. На перемене. Помогут и ноты донести, и стулья в классе поднять. Но на уроке… Может, такое отношение к моему предмету у них потому, что, как сказала завуч, «два года был не урок музыки, а урок пения»? Что ж, может быть и так…

Урок музыки. Урок? Но ведь музыка – это не только предмет школьной программы, но и искусство. Искусство, направленное на формирование души человека! В Древнем Китае, например, воспитательной роли музыки придавалось особое значение: с одной стороны, считалось, что она помогает в управлении страной, с другой – помогает воспитанию народа.

А что же сегодня?

Сегодня много говорят о свободе. Свободе слова, свободе личности. Но современный мир наполнен не свободой слова и мысли, а скорее свободой от морали и нравственности. Потеряны важные для человека духовные и нравственные ценности и ориентиры. Ребенок подчас не знает «что такое хорошо, что такое плохо». И в этом пространстве, наполненном массовой и популярной «культурой», именно Музыка может оказаться нравственным камертоном, так необходимым для современного маленького человека. А я смогу стать не только транслятором знаний, умений и навыков, а Учителем, способным через музыку настроить сердца детей на отзывчивость, понимание и доброту…

Я смогу! У меня обязательно получится! Ведь именно сегодня, когда вопрос о сохранении национального сознания стоит как нельзя остро, роль учителя, моя роль, становится особенно значимой.

Учительство несет на своих плечах великий груз ответственности за формирование настоящего и будущего нашей страны. Какими они будут, жители России? Наступит ли эра Добра и Просвещения в нашей великой стране?

Глазами детей на нас глядит будущее. Каким оно явится через годы, зависит в том числе и от нас, нас сегодняшних…

Виктория Одинокова, учитель музыки школы-интерната №11 с углубленным изучением китайского языка


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту