Музыка в жизни людей всегда имела главенствующее значение. Еще с древних времен музыку наделяли магической силой. Звуки и ритмы веками использовались у разных народов: народные обрядовые песнопения древних славян, шаманские бубны и горловые звуки (музыка народов Сибири, Монголии, Тибета и т. д.). В Древней Греции музыка была составной частью античной мифологии. В дальнейшем появилось античное учение о музыкальном этосе (учение о взаимосвязи музыки с темпераментом человека, а также ее влиянии на психоэмоциональное состояние).
Многие философы и ученые того времени в своих трудах отводили главенствующую роль музыке как фактору, способствующему формированию гармоничной личности и нравственному воспитанию человека. Так, например, Пифагор считал необходимым использовать музыку в воспитательных целях. Платон выделял музыкальное воспитание как одну из основных составляющих системы государственного образования. В своих трудах Аристотель огромное значение придавал музыкальному развитию как признаку эстетики и образованности. Все они сходились во мнении, что музыка должна быть включена в обучение с детских лет. Батмогенез о необходимости музыки в воспитательных и образовательных целях на социальном и государственном уровнях не утратил своего значения в европейской культуре в дальнейшем.
В наше время музыкальное развитие детей также очень актуально. Открыто огромное количество музыкальных школ, центров, кружков и других образовательных и дошкольных развивающих учреждений, где музыкальные занятия входят в комплекс обучающих или развивающих программ. Работая с детьми довольно продолжительное время, я утвердилась во мнении, что музыкальные дети наиболее коммуникабельны и рассудительны. Они в большей степени обладают творческим мышлением, способностью к сопереживанию и состраданию. Я считаю, именно в этом и есть цель общего музыкального развития детей. На мой взгляд, практически нет детей, напрочь лишенных каких-либо музыкальных способностей. Всем известно, что даже самые изначально заурядные музыкальные данные можно раскрыть и развить. Поэтому общая музыкальность доступна всем, ну или практически всем детям. Но тем не менее прирожденная восприимчивость к музыке абсолютно индивидуальна. В своей научно-исследовательской работе «О влиянии музыки на человеческий организм» ученый-физиолог И.Р.Тарханов, исследуя взрослых участников эксперимента, пришел к выводу, что не все люди реагируют на музыку в одинаковой степени, одни неимоверно восприимчивы к ней, другие – в более слабой степени, а третьи могут быть и вовсе глухи к ней, и эти индивидуальные особенности обусловливаются главным образом неодинаковостью в тонкости слуха, в общем умственном развитии человека, отражающейся на его музыкальных вкусах.
И все-таки возникает вопрос: есть ли необходимость в музыкальном развитии, если ребенок не обладает выдающимися музыкальными способностями и не собирается связывать свою жизнь с музыкальной профессией? Ответ прост: музыка и музыкальное развитие способствуют благотворному влиянию на здоровье, психику и интеллект человека. Огромное количество научных экспериментальных исследований о воздействии музыки на мозг было создано физиками, биологами, психологами, генетиками уже в конце XIX века. В 1885 году при Казанском университете была открыта первая в России экспериментальная психологическая лаборатория. Основал ее ученый, врач, психоневролог, общественный деятель В.М.Бехтерев. Влияние музыки на людей и животных стало одним из объектов исследования ученых. В России Бехтерев первым обратил внимание на силу воздействия звуковых волн на человека. Он писал: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».
В 1913 году группа выдающихся ученых, медиков, психологов, композиторов и музыкантов по инициативе В.М.Бехтерева создала комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. В его состав вошли В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.М.Сеченов, И.Р.Тарханов, Г.П.Шиулина и другие ученые. В своих научных разработках они доказали влияние музыкального ритма на ритм сердечных сокращений и дыхания, описали экспериментальные опыты воздействия музыки на мышечную и сердечную функции человека и животного. И.Р.Тарханов утверждает, что музыкальные произведения угнетающего, трагического характера ведут к быстрому утомлению, то есть уменьшению силы мышечных сердечно-сосудистых сокращений. И напротив – их увеличение, расширение сосудов и нормализация артериального давления при звучании музыки, передающей радостное и жизнеутверждающее настроение. Научные исследования на эту тему проводились во всем мире. Эмиль Жак-Далькроза (швейцарский композитор, педагог, музыкант) создал метод музыкальной терапии, широко используемый в зарубежных клиниках. Dr. Ohno (Научный институт Бекмана в Дуарте, штат Калифорния) подобрал ноту к каждой из аминокислот, составляющих ДНК разных живых существ. Оказалось, мелодии спиралей ДНК можно исполнить. Доктор Сью Чапмэн проводила исследования в одной из городских больниц Нью-Йорка о влиянии музыки на родившихся недоношенными детей. Первой группе детей включали несколько раз в день «Колыбельную» Брамса. Второй группе детей не включали никакой музыки. В результате первая группа младенцев быстрее набирала вес, у них не было отмечено осложнений со здоровьем. Доктор Лозанов (Болгария) изучал воздействие музыки (темпа, ритма, тембра, тональности) на мозг и психику человека. Использовав музыку в темпе 60 ударов в минуту с определенным ритмом, он смог создать метод, ускоряющий процесс обучения.
Споры и исследования силы воздействия ритма на мозг человека актуальны всегда. Ведь в природе все подчинено ритму, все природные явления цикличны. Во всем живом есть пульс, дыхание, все живет в своем ритме и составляет единый живой организм. Человеческий мозг способен воспринимать и настраивать организм на ритмы извне.
В своей образовательной программе «Веселые нотки» я уделяю большое внимание развитию ритмического слуха. Уже на первом году обучения мы выполняем различные игры, ритмические упражнения и попевки с прохлопыванием ритма. Дети с огромным удовольствием выполняют такие задания. С освоением сильных и слабых долей они чувствуют себя увереннее в музыкальном материале. Быстрее вырабатываются интонация и музыкальная выразительность. Дети четче воспроизводят мелодическую линию, когда точно чувствуют ритмическую основу.
Анализируя информацию из различных научных источников, можно сделать вывод, что именно при включении гамма-ритма наблюдается всплеск творческой мозговой активности, гиперконцентрации, маниакальной увлеченности. В состоянии «гамма» в экстренных ситуациях происходит выброс адреналина в мозг. Это помогает человеку максимально мобилизоваться и сосредоточиться в стрессовой ситуации. Также научным и документальным фактом является то, что музыка с частотой ритма 130-150 ударов в минуту попадает в поле «шаманских волн». Этот ритм совпадает с частотой дельта-волн головного мозга 2-3 Гц (дельта-ритм), наблюдаемых на электроэнцефалограмме в состоянии глубокого транса, комы. И вот появилась совсем новая наука – психоакустика, изучающая влияние звуковых волн на клеточные процессы в мозгу. В данном случае изучается синтез слухового восприятия и звукового образа. Дело в том, что звуковая волна имеет свою частоту, влияющую на психоэмоциональное состояние. Давно замечено, что звук низкочастотного церковного колокола успокаивает, а высокочастотные перезвоны тонизируют и повышают настроение. Такое же воздействие на мозг оказывают звуки природы: шум морского прибоя, шелест листвы, треск костра, птичье щебетание. Том Кенион (музыкант, певец, писатель, психотерапевт, исследователь) создал методы лечебной терапии с помощью воздействия частоты звука на мозг. Учеными в области нейрологии доказано, что мозг человека в основном задействован на 10%. Это означает, что именно 10% работы мозга вполне достаточно для повседневной жизни человека. 90% мозга пассивны до момента необходимости активации нейронных связей. Том Кенион по этому поводу сказал: «Я проработал в области психотерапии и раскрытия человеческого потенциала более 18 лет и убедился, что измененные состояния сознания – мощный ключ для раскрытия большей части нашего неиспользованного потенциала. А в качестве вспомогательной технологии звуки и музыка для этого ни с чем не сравнимы».
Итак, отвечая на поставленный вопрос о влиянии музыки на развитие детей, приведу яркий пример, основываясь на успешном тридцатилетнем опыте работы детского музыкального театра «Домисолька». Занимаясь вокалом, дети учатся воспроизводить звуковые волны на разных частотах с соответствующей эмоциональной подачей. На групповых музыкальных занятиях прорабатываются ритмическая основа, эмоциональное восприятие музыки, ансамблевый, мелодический и гармонический строй. Детский музыкальный театр «Домисолька» в обучающем процессе грамотно синтезирует предметы, развивающие целый комплекс качеств и навыков, необходимых в будущем каждому ребенку: музыкальное развитие, эмоциональное восприятие, эстетический вкус, творческое мышление, умение работать коллективно и сольно, опыт сценической работы. Также дети получают массу положительных эмоций от выступлений на сцене и телевизионных съемок. Большая часть учащихся театра в будущем выберут профессию, не связанную с музыкальной деятельностью, но развитие, навыки и яркие впечатления, полученные в «Домисольке», они пронесут через всю жизнь.
Юлия СУЩЕНКО, педагог дополнительного образования детского музыкального театра «Домисолька»
Комментарии