“Прогулки” Мусоргского и Прокофьева
Новый учебник ориентирован на творческое сотрудничество ученика и учителя, на совместный поиск и самостоятельные открытия. Важно не только, что они будут вместе слушать, но и с какой целью, на какие вопросы будут отвечать, когда музыка отзвучит (чувства и мысли, логика – неотделимы). Кстати, вопросы, заданные в учебнике, ни разу не предполагают ответа “в лоб”, они всегда проблемны.
Композиторские произведения даны парами, а то и триадами. Все время напрашиваются вопросы по принципу их сходства, различия или того и другого вместе.
Замечательно поставлены рядом две увертюры Моцарта и Глинки; “Нянина сказка” Чайковского и “Сказочка” Прокофьева; “Прогулка” Мусоргского и “Прогулка” Прокофьева…
Множество вопросов поможет решить сравнение “Попутной” Глинки и “Зимней дороги” Свиридова. Хорошо подобраны тексты для разноплановых импровизаций на детские стихи: игровые, колыбельные и т.п.
Технологическая схема средств музыкальной выразительности с зерном – интонацией – в центре (цветик-семицветик) будет работать практически во всей базовой школе.
Обилие нотного текста вполне оправданно: развитие, движение интонаций можно увидеть по нотной графике, даже не зная нотной грамоты.
Радует обилие иллюстраций – их поиск всегда затруднителен. В учебнике же приведены и редкие рисунки Гартмана, палехские миниатюры, которые учитель не всегда сможет найти.
Приоритетное место занимает русская музыкальная культура. Русская музыка представлена как композиторская, так и народная, церковная. Представлены духовные напевы, рождественские, масленичные и другие народные песни.
Программ сегодня много: и авторские, и по фольклору, и по духовной музыке… Но ни одна из них не обойдется без комплекса понятий и знаний, без обращения к конкретным произведениям народной и композиторской музыки.
Содержание учебника универсально. С ним можно работать по любой действующей ныне программе. Благодаря структуре – подаче материала на разворотах – учебник можно использовать, забегая вперед и возвращаясь по мере надобности назад, ведь в музыке (как, впрочем, и в любом виде искусства) нельзя ничего пройти единожды. Многие из рассматриваемых произведений не раз прозвучат на уроках и в более старших классах.
“Рабочая тетрадь” к учебнику “Музыка” – грамотная и интересная составляющая учебно-методического комплекта. Она полностью сочетается с учебником по содержанию и структуре. Небольшая по числу страниц, “Рабочая тетрадь” довольно объемна по содержанию. С ней в равной степени можно работать как на уроке, так и дома. Причем все задания не только понятны и доступны, но и интересны и занимательны. Их может выполнять самостоятельно даже семилетний ребенок.
Фонохрестоматию в основном составляют фрагменты из произведений русских композиторов-классиков в лучших трактовках известных исполнителей.
Наталья КУЛИКОВА,
преподаватель гимназии # 1542,
Ирина ФАРФЕЛЬ,
преподаватель школы # 237, г. Москва
Комментарии