search
main
0

Музеям – респект. В эпоху цифровых технологий они преображаются, доказал «Интермузей»

В московском «Манеже» прошел 16-й международный фестиваль «Интермузей». C каждым годом он все востребованнее – в одной только столице более 350 музеев и в последние 2-3 года их посещаемость выросла почти в полтора раза – это результат новых подходов к экспозиции и использования современных мультимедийных технологий. Не даром выставка в этом году проходит под девизом «Музей в цифровую эпоху – музей в цифровом пространстве». И посвящена она, как не трудно догадаться, современным технологиям и их место в этой, казалось бы, консервативной сфере.

В этом году «Интермузей» собрал рекордное количество участников – более 220. Среди них — как центральные музеи (ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музеи Московского Кремля и др.), так и проовинциальные: Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница», Музей кошки (город Всеволжск), Национальный музей республики Коми, Ростовский Кремль и т.д. Кстати, последний признан победителем фестиваля в номинации «Музей в информационном пространстве». Также на «Интермузей» впервые приехали музеи Крыма и Севастополя, представленные на стенде Крымского федерального округа. Один из самых интересных проектов – мультимедийный  «Дом Скрябина» подготовленный «Мемориальным музеем А.Н. Скрябина». В нем, утверждают организаторы, воплотились мечты Скрябина, касающиеся изменения пространства в 3D прямо на глазах у всех, эксперименты со звуками, цветом и светом, помогающие погрузить человека в музыкальную визуализацию. Под сводами Выставочного зала звучал рояль, исполняя наиболее знаменитые произведения Скрябина. Другой любопытный проект – экспозиция мужской моды «Месье Баттерфляй» Музея моды Валентина Юдашкина, которая обыграла любовь джентльменов к бабочкам (например, одноименному галстуку).

Оба этажа Манежа были забиты под завязку, на первом – маленькие «ячейки» региональных и столичных музеев, на минус втором – представители разнообразных «околомузейных» компаний – например, живейший интерес вызвал стенд с новейшими системами пожаротушения – и несколько экспонатов, приобретенных Министерством культуры для российских музеев в прошлом году. Например, картины, предметы быта, фотографии, иконы. Так, Третьяковская галерея получила новую работу Виктора Васнецова (Портрет Юры, внука художника, 1920 год), Государственный исторический музей — несколько экземпляров уникальных часов конца XIX – начала XX века в виде катера или автомобиля, ГМИИ имени Пушкина — картину Жюля Паскена «Большая Марсель», а для Государственного музея истории религии был приобретен японский буддийский алтарь.

Главное в таких выставках – понимать, что вся интерактивность и мультимедийность нужна не для галочки и отчетности, а для превращения музеев из скучных и пыльных мест отбывания школьной повинности в живое пространство. Все участники выставки постарались это продемонстрировать – с большим или меньшим успехом. Почти все стенды были оборудованы как минимум жидкокристаллическими экранами для презентаций, а многие обзавелись еще и сенсорными панелями с отдельными интерактивными приложениями. К сожалению, большей частью на них демонстрировались просто сайты музеев, разве что с панорамами залов. Маленькие музеи вообще были очень скромными – у меня сложилось впечатление, что они не очень понимали, что им делать. Музеи у нас категорически не умеют себя рекламировать, и это печально…

Прямо у входа расположились три огромных стенда – два справа посвящены столетию Первой мировой войны (Ратная палата) и истории русского гимна (Музей Глинки), левый принадлежал Эрмитажу. Конечно, понятно, что чем музей крупнее и влиятельнее, тем более выигрышное место он занимает, но у посетителей был реальный шанс дальше стенда Эрмитажа не уйти. На их стенде было все – вертикальный и горизонтальный сканеры, 3D-сканер, новая система маркировки музейных экспонатов, крохотный лекторий и даже уголок с эрмитажными котами для детей. Если меня незамедлительно утащили к вертикальному сканеру, делающему фотографии экспонатов высокого разрешения, то дети восхищенно слушали девушку в форме работника Эрмитажа, которая рассказывала про суровую долю вольных питерских котов, которые поставлены на баланс крупнейшего российского музея. Там же можно было нарисовать такого кота.

Для детей же была оборудована специальная игровая площадка – «Экспериментариум», Биологический музей имени Тимирязева и другие предоставили детям возможность создать волны в специальном движущемся аквариуме, на ощупь определить содержимое дупла в дереве и сравнить себя с самым высоким и самым низким человеком на Земле. Одновременно маленькие посетители выставки могли послушать лекции на почти любую тему – физика, зоология, ботаника… В то же время некоторые музеи сделали собственные «завлекалочки» для посетителей – например, девочка на стенде Музея истории русского платка учила меня рисовать на ткани узоры при помощи штампов.

Пока дети были на попечении музейных работников, родители могли послушать мастер-классы ведущих специалистов в музейной сфере. На выставку были приглашены лекторы из крупнейших музейных объединений – от Академии культуры Googl и Метрополитен-музея Нью-Йорка до Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Центрального Военно-морского музея. Каждый из шести дней подразумевал собственную тему – мне удалось поприсутствовать на дне музея в мультимедийном пространстве. На лекцию о взаимодействии Гугла и музеев в Овальном зале я прорывалась с боем, потому что мест было слишком мало. Лекции шли весь день без перерывов, кое-кто из участников окопался в зале безвылазно с самого утра. В зале, рассчитанном от силы на сто человек, люди сидели на полу и стояли вдоль стен. Возник естественный вопрос к организаторам: не лучше ли было провести предварительную регистрацию? Все-таки экспертов с мировым именем хочется послушать всем.

На лекции Луизелла Мацца, менеджер Академии Гугла, смогла довольно четко объяснить, чем занимается это подразделение в составе крупнейшей интернет-компании. По ее словам, в первую очередь они взаимодействуют со многими мировыми музеями и делают снимки шедевров на камеры с гигапиксельным разрешением. Это позволило, например, увидеть подпись Шагала на потолке французской оперы. Другое направление работы Академии – восстановление истории создания великих произведений искусства. Благодаря доступу к огромной базе данных, можно обнаружить ранее неизвестные наброски к известным картинам, упоминания о них в личной переписке и узнать, как же на самом деле рождались шедевры. Гугл помогает музеям, а музеи помогают Гуглу. Это сотрудничество позволяет создавать не просто виртуальные каталоги архивов (что важно в условиях ограниченного пространства музеев), но и проводить настоящие выставки, где экспонаты не просто перечислены в алфавитном порядке, а объединены некой общей идеей и создают целостное впечатление о каком-либо явлении. Кажется, это одно из лучших применений интерактивности сегодня.

В то же время внизу шла дискуссия о месте музея в современном мире. Директор Литературного музея Дмитрий Бак рассказал о собственном опыте: в этом году Литературный музей, объединившись с музеем-заповедником «Царицыно», решился на беспрецедентную акцию. «Литературные сезоны» стали первым опытом объединения под одной крышей столь разнородных проектов, как гастрономические путешествия по рецептам героев книг, встречи с известными литераторами и «Библионочь». Несмотря на некоторую критику со стороны коллег, проект признан удачным.

После представления этого проекта слушатели могли задать свои вопросы, и выяснилось, что современных музейщиков повышение интерактивности не только радует, но и пугает. В частности, не плохо ли то, что теперь мы все чаще имеем дело с копиями экспонатов, а не с подлинниками? Сомневающихся поспешили заверить в том, что все компьютерные приспособления ни в коем случае не могут заменить оригинальные документы и произведения искусства, и все это – только для удобства посетителей.

И конечно, подобные проекты особенно важны для детей и молодежи, которые не могут смириться с тем, что в музеях необходимо соблюдать тишину и спокойствие. «Дополненная реальность» необходима именно тем, кто не готов смириться с традиционным представлением экспозиции. Если для этого нужно прикрутить к экспозиции айпады и 3D очки – музеи готовы.

Надо сказать, у них неплохо получается. Посетителей на выставке было более чем достаточно. Даже если их привлекли не музеи, а информационные технологии – уже неплохо. Может быть, после этого кто-то захочет пойти и в настоящий музей?

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте