search
main
0

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания

​В образовательных организациях Северо-Восточного округа насчитывается 178 музеев различной направленности: военно-исторические, историко-краеведческие, художественные, научно-технические.

Каждый музей индивидуален по своим фондам, экспозиционным решениям, исследовательской и проектной деятельности, которую ведут учащиеся совместно с педагогами. Главная задача при создании больших школ, включающих в себя несколько музеев различной направленности, не потерять эту индивидуальность. При сохранности музеев расширяется возможность их использования в образовательном пространстве комплекса – проведении различных уроков, мероприятий, конкурсов, встреч. У школьников появляются новые условия для реализации своих интересов.Актуальной задачей педагогического сообщества стала организация совместной деятельности с ветеранами и родительской общественностью в поиске новых форм по патриотическому воспитанию молодежи. В феврале 2014 года был подписан договор между городским Советом ветеранов и Департаментом образования о проведении в образовательных организациях смотра-конкурса музеев, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для организации и проведения смотра-конкурса был создан окружной оргкомитет, в который вошли представители префектуры и районных управ СВАО, окружного управления образования, окружных советов ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов педагогического труда, педагогов, организующих воспитательную работу в образовательных организациях, молодых специалистов, руководителей школьных музеев. Координатором взаимодействия этих общественных советов выступила территориальная группа СВАО городского методического центра Департамента образования.В районном этапе смотра-конкурса приняли участие 128 музеев различной направленности, из них 18 стали победителями. В рамках смотра были представлены музейные экспозиции и альбомы, подготовленные учащимися к празднованию 70-летия Великой Победы.Школьные активы музеев-победителей представили свою деятельность. Учащиеся рассказали об организации встреч с ветеранами и их совместной деятельности на базе музея, возрождении тимуровского движения, участии в работе по восстановлению и поддержанию в надлежащем виде воинских памятников, стел и мемориальных досок, организации поисковой, исследовательской и проектной деятельности.Перед жюри стояла непростая задача – определить лучших из лучших. Ими стали музеи образовательных организаций №264, 1430, 1494, 1499, 1518. Среди них жюри определит только один музей, которому доверят представлять систему работы по патриотическому воспитанию на городском этапе смотра-конкурса музеев образовательных организаций города Москвы. Имя абсолютного победителя назовут на окружной конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Истинный патриот должен знать и любить свой край, страну. Для глубокого изучения своей Родины ребята на базе музеев занимаются исследовательской и проектной деятельностью. Свои творческие проекты школьники представляют на городских конкурсах «Узнай Москву», «Музеи. Парки. Усадьбы» и окружном конкурсе «Путь поколений».Для выявления и представления педагогическому сообществу лучших практик педагогической деятельности, развития профессиональных компетенций, обеспечивающих высокие результаты обучения, воспитания и развития детей на базе школьных музеев педагоги округа активно участвуют в конкурсе методических разработок уроков и интерактивных занятий «Времен связующая нить», проводимых в школьном музее. Формы проведения занятий различны – от традиционного урока и мастер-класса до дискуссий, викторин и квестов.В условиях объединения нескольких образовательных организаций в многопрофильный образовательный комплекс меняются подходы к выстраиванию воспитательной системы и, в частности, к деятельности школьных музеев. Воспитательная система комплекса – это совокупность дел и отношений, ежедневно способствующих развитию учащихся. Главной задачей становится создание такого единого воспитательного пространства, в котором каждый участник образовательно-воспитательного процесса чувствовал бы себя максимально комфортно, свободно и имел бы возможность для творчества, самовыражения и самоопределения.Правомерным в этих условиях становится создание в большой школе музейного комплекса как неотъемлемой части единого воспитательного пространства. Эффективность деятельности комплекса школьных музеев определяется, с одной стороны, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы, с другой – использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Комплекс музеев становится побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Таким образом, комплекс музеев становится неотъемлемой частью жизни школы, доминирующим звеном ее воспитательной системы.Зоя МИХНО, методист территориальной группы СВАО городского методического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте