Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания

УГ - Москва, №46 от 18 ноября 2014. Читать номер
Автор:

​В образовательных организациях Северо-Восточного округа насчитывается 178 музеев различной направленности: военно-исторические, историко-краеведческие, художественные, научно-технические.

Каждый музей индивидуален по своим фондам, экспозиционным решениям, исследовательской и проектной деятельности, которую ведут учащиеся совместно с педагогами. Главная задача при создании больших школ, включающих в себя несколько музеев различной направленности, не потерять эту индивидуальность. При сохранности музеев расширяется возможность их использования в образовательном пространстве комплекса – проведении различных уроков, мероприятий, конкурсов, встреч. У школьников появляются новые условия для реализации своих интересов.Актуальной задачей педагогического сообщества стала организация совместной деятельности с ветеранами и родительской общественностью в поиске новых форм по патриотическому воспитанию молодежи. В феврале 2014 года был подписан договор между городским Советом ветеранов и Департаментом образования о проведении в образовательных организациях смотра-конкурса музеев, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для организации и проведения смотра-конкурса был создан окружной оргкомитет, в который вошли представители префектуры и районных управ СВАО, окружного управления образования, окружных советов ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов педагогического труда, педагогов, организующих воспитательную работу в образовательных организациях, молодых специалистов, руководителей школьных музеев. Координатором взаимодействия этих общественных советов выступила территориальная группа СВАО городского методического центра Департамента образования.В районном этапе смотра-конкурса приняли участие 128 музеев различной направленности, из них 18 стали победителями. В рамках смотра были представлены музейные экспозиции и альбомы, подготовленные учащимися к празднованию 70-летия Великой Победы.Школьные активы музеев-победителей представили свою деятельность. Учащиеся рассказали об организации встреч с ветеранами и их совместной деятельности на базе музея, возрождении тимуровского движения, участии в работе по восстановлению и поддержанию в надлежащем виде воинских памятников, стел и мемориальных досок, организации поисковой, исследовательской и проектной деятельности.Перед жюри стояла непростая задача – определить лучших из лучших. Ими стали музеи образовательных организаций №264, 1430, 1494, 1499, 1518. Среди них жюри определит только один музей, которому доверят представлять систему работы по патриотическому воспитанию на городском этапе смотра-конкурса музеев образовательных организаций города Москвы. Имя абсолютного победителя назовут на окружной конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Истинный патриот должен знать и любить свой край, страну. Для глубокого изучения своей Родины ребята на базе музеев занимаются исследовательской и проектной деятельностью. Свои творческие проекты школьники представляют на городских конкурсах «Узнай Москву», «Музеи. Парки. Усадьбы» и окружном конкурсе «Путь поколений».Для выявления и представления педагогическому сообществу лучших практик педагогической деятельности, развития профессиональных компетенций, обеспечивающих высокие результаты обучения, воспитания и развития детей на базе школьных музеев педагоги округа активно участвуют в конкурсе методических разработок уроков и интерактивных занятий «Времен связующая нить», проводимых в школьном музее. Формы проведения занятий различны – от традиционного урока и мастер-класса до дискуссий, викторин и квестов.В условиях объединения нескольких образовательных организаций в многопрофильный образовательный комплекс меняются подходы к выстраиванию воспитательной системы и, в частности, к деятельности школьных музеев. Воспитательная система комплекса – это совокупность дел и отношений, ежедневно способствующих развитию учащихся. Главной задачей становится создание такого единого воспитательного пространства, в котором каждый участник образовательно-воспитательного процесса чувствовал бы себя максимально комфортно, свободно и имел бы возможность для творчества, самовыражения и самоопределения.Правомерным в этих условиях становится создание в большой школе музейного комплекса как неотъемлемой части единого воспитательного пространства. Эффективность деятельности комплекса школьных музеев определяется, с одной стороны, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы, с другой – использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Комплекс музеев становится побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Таким образом, комплекс музеев становится неотъемлемой частью жизни школы, доминирующим звеном ее воспитательной системы.Зоя МИХНО, методист территориальной группы СВАО городского методического центра


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту