search
main
0

Муртаза РАХИМОВ: “Пора модернизировать образование”

В последние дни марта в Уфе прошло совещание руководителей органов управления образованием РФ, по делам молодежи субъектов РФ, ректоров высших учебных заведений, руководителей учреждений дополнительного профессионального образования Приволжского федерального округа. Оно посвящалось всему комплексу проблем образовательной реформы, начиная с перехода средней школы на двенадцатилетку и кончая бюджетным и демографическим “наполнением” образовательных процессов. Не секрет, что планы реформ в этой сфере, разработанные в Министерстве образования, сталкиваются с рядом трудностей. Как сказал на совещании федеральный министр Владимир Филиппов, “основная интеллектуальная оппозиция сосредоточена в Москве”. Прежде всего, ректоры столичных вузов выступают против единого государственного экзамена (ЕГЭ) и настаивают на своей привилегии набирать в студенты самых сильных выпускников школ. Зато в регионах, по словам министра, эксперимент по ЕГЭ идет с энтузиазмом, и именно на них сейчас делается ставка в продвижении реформ. С дальнейшими вопросами наш корреспондент обратился к “хозяину” совещания, президенту Республики Башкортостан Муртазе РАХИМОВУ.

– Муртаза Губайдуллович, промышленности и сельскому хозяйству Башкортостана от души завидуют многие регионы России. А как вы считаете, почему Уфа была выбрана местом для представительного форума педагогов?
– Думаю, совсем не случайно. В подтверждение позволю себе сослаться на мнение нашего высокого гостя Владимира Михайловича Филиппова. Он, посетив образовательные учреждения Уфы отметил, что Башкортостан по праву может гордиться республиканской системой образования: сегодня немного найдется регионов, где образование было бы на столь высоком уровне. Но, конечно, проблемы в этой области есть и у нас.
Вы верно уловили взаимосвязь между социально-экономическим развитием и модернизацией образования. Здесь нам тоже есть чему порадоваться: за прошлый год ряд основных экономических показателей превысил среднероссийский уровень. Параллельно с ростом денежных доходов населения полнее удовлетворяются и его потребности в сфере образования, здравоохранения, культуры. По индексам образования Башкортостан сегодня входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. Должен отметить, что республика практически сама, без дотаций из центра содержит и развивает свою социальную сферу: более половины бюджетных доходов ежегодно направляется на это.
В результате у нас ежегодно открываются 35-40 новых школ. Только по общему среднему образованию успешно реализуются 10 республиканских целевых программы, а по целому ряду его направлений Башкортостан служит экспериментальной площадкой для всей Российской Федерации. Наш Институт развития образования, помимо 500 курсов в год с охватом более 15 тысяч педагогов, ведет разнообразную работу по запуску и сопровождению инновационных процессов. А, скажем, прием студентов в государственные вузы возрос за последние шесть лет на 11,4 тысячи человек. Причем, хочу особо подчеркнуть, не за счет сокращения бюджетных мест; наоборот, нам удалось сохранить и даже увеличить их количество.
– Вы упомянули экспериментальные программы. А есть ли что-нибудь особенное в самом подходе к “человеческому фактору” в Башкортостане?
– Что ж, такой пример могу вам привести. Четыре предыдущих года объявлялись в республике соответственно Годом ребенка, Годом семьи, Годом молодежи, Годом матери. Каждый из них был насыщен конкретными действиями государственных органов и общественных объединений по решению социальных проблем детей, подростков, молодежи, семьи и материнства. Год нынешний объявлен Годом здоровья. Это, как мы надеемся, поможет сформировать в обществе культуру здоровья.
Что еще сказать о проблемах, которые нужно решать повседневно, ежечасно, ничего не упуская из виду? У нас в Башкортостане 85% школ сельские, из них каждая четвертая – малокомплектная, но мы все же за сохранение таких школ. Для нас проживание детей в семье, а не в интернатах, важнее экономических выгод. Поэтому, реализуя республиканскую программу “Школьный автобус”, мы передали в сельские школы более 100 машин, чтобы школьники из отдаленных маленьких деревень могли учиться в крупных населенных пунктах. Многое делается для повышения доступности профобразования сельской молодежи. В последние годы это у нас достигается путем увеличения целевого приема выпускников сельских школ в высшие и средние специальные учебные заведения.
Но доступность – пустой звук, если не приближать уровень образования к мировым стандартам. У нас реализуются республиканские концепции компьютеризации и информатизации системы образования. Около половины всех школ – а их в республике 3235 – имеют оснащенные кабинеты информатики. В каждой сельской школе, даже самой маленькой и отдаленной, есть хотя бы один компьютер.
– А как с доступом к интернету?
– В ближайшие годы такой доступ через спутниковые каналы связи будет организован в каждом районе республики, что позволит обеспечить, в частности, дистанционную поддержку сельских школьников и учителей. Для этого при кабинете министров создано предприятие “Спутниковые телекоммуникации Республики Башкортостан”. Думаю, формирование общероссийской образовательной информационной среды может стать еще одним предметом федерального эксперимента.
В то же время школьные автобусы, компьютеры, самые лучшие программы и комплексы останутся не более чем частностями, если не сумеем связать воедино с этими усовершенствованиями новую модель финансирования, управления, кадрового, нормативно-правового и научно-методического обеспечения сельской школы.
– Скажите, ваши учителя на селе зарплату получают без задержек?
– И на селе, и в городе – уже четвертый год подряд! У нас сохранены доплаты учителям за классное руководство, заведование кабинетами и так далее. После прошлогоднего “федерального” повышения оплаты труда почти вдвое прежний уровень республиканских надбавок к их заработной плате сохранился. Принимаем и другие меры по повышению социального статуса учительства. В частности, учреждены премии лауреатам республиканского конкурса “Учитель года” и межрегионального – “Учитель года башкирского языка и литературы”.
– Как относятся специалисты в вашей республике к единому госэкзамену?
– Положительно относятся, с пониманием. Ведь такой принцип повышает преемственность между общим и профессиональным образованием, о чем много говорят, но далеко не все стремятся к этому на практике. А мы в Башкортостане имеем уже восьмилетний опыт централизованного тестирования выпускников школ. Весь этот учебный год готовимся к проведению единого государственного экзамена, в котором примут участие около 40 тысяч абитуриентов. При этом с благодарностью мы опираемся на прошлогодний опыт Чувашии и Марий Эл.
– Вот тут мы, похоже, выходим на вопрос о регионализации образования. Как ее понимают в Башкортостане?
– Регионализацию у нас понимают прежде всего как более полный учет местных особенностей и интересов, предусматривающий подготовку выпускников школ и вузов к жизни и труду в конкретном регионе. Потому эти особенности должны отражаться в содержании образовательных документов любых уровней, а регионы призваны помогать друг другу в развитии национального образования народов, компактно проживающих на их территориях. Нами разработана Концепция национально-регионального компонента общего образования, Программа развития башкирского национального образования. Издано около ста наименований региональных учебников. Бесплатное пользование учебниками закреплено в республиканском законодательстве.
На сегодня Министерство образования республики заключило соглашение о сотрудничестве с органами управления 14 республик, областей и автономных округов Российской Федерации. В результате мы обеспечиваем у себя развитие марийских, чувашских, удмуртских, украинских и других национальных школ и надеемся на встречную поддержку башкирского населения в этих регионах.
Понимаю, что сегодня в сфере образования нет легких и простых решений. Но уверен, что богатые отечественные традиции, творческий и интеллектуальный потенциал, желание видеть Россию могучей и процветающей позволят справиться с этой ответственной задачей.

Беседу вел Алексей ДАНИЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте