search
main
0

Мультимедиа в образовании. Контекст информатизации

Поиск путей решения любой серьезной проблемы всегда дает основания для множества вопросов, приводит к формулировке огромного количества частных задач. Необходимость решения каждой задачи в той или иной степени обоснована, и, теоретически, можно двигаться «широким фронтом», решая их «по мере поступления». Такая стратегия имеет два заметных минуса: необозримые затраты ресурсов и плохую связность результатов.

Продолжение. Начало в «ИКТ в образовании», №№ 6 – 10

Глава 2

Концепция развития образовательных ЭИР

Цель и задачи концепции

Вычислительная математика дала нам методы оптимизации, позволяющие во многих, в том числе многомерных, случаях определить параметры, при которых целевая функция максимальна. Прелесть оптимизации состоит в том, что не нужно перебирать и оценивать все бесконечное множество частных значений, с минимальными затратами удается установить лучшие.

Такая, несколько вольная, трактовка методов математической оптимизации дает наилучшую, на наш взгляд, аналогию понятию концепции. Концепция должна определять вектор развития, обеспечивающий максимально эффективный результат при минимальных ресурсных затратах. В частности, концепция ЭИР имеет целью максимальную образовательную эффективность электронных изданий и ресурсов при минимизации затрат на их создание.

Кроме декларирования цели, необходимо иметь инструмент – алгоритм осуществления оптимизации. Для концепции – это инструмент аналитический, позволяющий проанализировать все многообразие образовательных электронных изданий и ресурсов с единых позиций. Необходимо найти систему координат, позволяющую свести к содержательному минимуму множество параметров и характеристик образовательных электронных изданий и ресурсов. Следующая задача – анализ ЭИР в этом пространстве. Ее решение позволит получить выводы достаточной степени общности и найти оптимальные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов.

Анализ ЭИР в информационном образовательном пространстве

Для того чтобы успешно решить задачу максимальной образовательной эффективности электронных изданий и ресурсов, необходимо разобраться во всем их многообразии и вариативности.

Представляется целесообразным ввести понятие информационного образовательного пространства – пространства, в котором необходимо позиционировать известные на сегодняшний день и перспективные образовательные издания и ресурсы.

Предметом нашего исследования в информационном образовательном пространстве являются образовательные объекты, составляющие электронное издание/ресурс. В соответствии с разделом 1.6 предыдущей главы наиболее общим подходом к классификации электронных образовательных продуктов является их подразделение по компонентам учебного процесса, которые они обеспечивают: получение информации, практические занятия, аттестация.

Соответственно определяются три вида образовательных объектов: информация (И), практикум (П), аттестация (А). Образовательное электронное издание/ресурс может быть посвящено только одному образовательному компоненту или включать все три вида образовательных объектов. Используя понятие образовательного пространства, можно сказать, что объекты И, П, А являются функциями переменных по осям пространства, определяющим его размерность.

Архитектура, содержание, используемые методики, технологии создания и распространения образовательных объектов определяются множеством параметров. Такими параметрами могут служить уровни образования, назначение (сегмент) образовательного продукта, природа основной информации, тип исполнения (распространения), рассмотренные в разделе 1.2. Можно попытаться характеризовать ЭИР системой параметров следующего уровня, вытекающих из перечисленных. Сейчас это несущественно, важно, что каждый параметр определяет новую размерность, и, попросту перемножив количество градаций, мы получим многомерное пространство необозримой размерности.

Очевидно, что для анализа и построения внятной концепции необходимо уменьшить размерность рассматриваемого пространства, произведя замену переменных. Объединяя переменные по сходным признакам, представим трехмерное пространство образовательных ЭИР, координатами которого являются: возраст пользователя (ученика, учителя), поток цифровой информации, генерируемый при эксплуатации образовательного продукта, и аудитория обучения, т.е. потенциальное число пользователей, которым потребуется данный продукт в образовательных целях (рис. 2.1.).

Аудитория обучения

Важным критерием при создании образовательных ЭИР является аудитория, т.е. предполагаемое количество учащихся, которым потребуется данный образовательный продукт.

Если рассматривать общее среднее образование, то аудитория каждого учебного издания исчисляется миллионами человек ежегодно. Общая аудитория за время жизни издания может быть еще на порядок выше. Для высшего профессионального образования ситуация совершенно иная. Здесь всегда можно найти спецдисциплину, изучаемую всего лишь десятками студентов.

Другая сторона вопроса – оценка общего количества ЭИР, необходимых для обеспечения данного уровня образования. Понятно, что профессиональное образование включает на порядки большее количество дисциплин и спецкурсов, чем общее. Некоторый условный параметр, оценивающий и аудиторию, и количество необходимых изданий/ресурсов, можно получить, поделив общее количество учащихся на данной ступени образования на число изучаемых дисциплин. Для общего образования этот параметр принимает значение порядка 105. Для высшего профессионального образования, насчитывающего большое количество специальных дисциплин при существенно меньшем, чем в школе, числе учащихся, оценка дает параметр, равный примерно 102. Если же учесть систему повышения квалификации после ПТУ, техникума, вуза, освоение новых профессий, то значение параметра приближается к 101.

Однако в компонентах интегральных оценок имеется существенный нюанс. Все было бы хорошо, если бы учебная дисциплина не развивалась, знания о предмете «застыли» на определенной точке. Тем не менее этого не происходит, правда, скорости изменения информации у разных учебных дисциплин значительно различаются. Особенно высок темп обновления в области профессионального образования, где не только быстро совершенствуются познания предмета, но и появляются целые новые области знаний.

Рис. 2.2 дает представление о характере изменения аудитории обучения (в расчете на один учебный продукт) с увеличением возраста пользователей ЭИР.

Отметим, что при переходе с одного уровня образования на другой кривая на рис. 2.2 может претерпевать скачки. Однако имеется ряд факторов, сглаживающих поведение кривой в пограничных областях. Это, например, вариативность образования на всех уровнях и профилирование в старшей школе, значительно расширяющие спектр учебных изданий. Кроме того, с возрастом учащийся все чаще обращается к текстовым продуктам, лучший из которых – книга. Таким образом, придавать качественной зависимости аудитории ЭИР от возраста пользователей скачкообразный характер, на наш взгляд, нет необходимости.

В аудитории продукта и скорости обновления информации заключается принципиальная для создателей ЭИР разница между общим и профессиональным образованием.

Если речь идет о предмете с большой аудиторией и невысокой динамикой обновления, разумно создавать «фолианты», вкладывая силы большого коллектива различных специалистов, использующих в создаваемых образовательных продуктах все возможности компьютера.

Когда же рассматривается предмет, знания о котором быстро обновляются, а аудитория – узкоспециализированная, следует использовать недорогие технологии, легко допускающие расширение и изменение контента. Понятно, что речь идет прежде всего о тексте с минимальным количеством иллюстраций. Иллюстраций в классическом смысле – преимущественно статических и неинтерактивных элементах визуального ряда на экране монитора компьютера.

Стоит также заметить, что носителями знаний по новым и динамично развивающимся предметам может быть небольшое число узких специалистов, распределенных по стране или по всему миру. Очевидно, что им могут быть доступны только самые простые технологии создания ЭИР: программировать, рисовать, делать кино умеют немногие, но читать и писать – практически каждый.

Существенные аспекты возраста

Для того чтобы понять, какие ЭИР будут эффективны для той или иной возрастной группы учащихся, нужно рассмотреть некоторые психолого-педагогические возрастные особенности.

Ребенок начинает познавать мир, изучая реальные окружающие объекты. Их взаимодействие, процессы и явления, в том числе социальные, наиболее эффективно усваиваются в игре. Школьная пора с точки зрения образовательных технологий – это время, когда человек учится получать знания, представленные в символьных абстракциях. Изучать объекты, процессы, явления в описательной форме, конечно, значительно сложнее. Такая работа требует определенного навыка, терпения, времени, в целом того, что мы называем «умением учиться». По существу, речь идет об умении работать с текстами и числовыми данными, умении слушать собеседника (учителя), аккумулируя полезную информацию. Взрослый, сформировавшийся человек сохраняет и развивает эти умения, сосредоточиваясь на изучении свежих новостей – профессиональных, общественно-политических и т.д. Сказанное можно в первом приближении сформулировать одним, по существу, банальным предложением: «Дети любят играть, взрослые любят читать газеты».

Другой существенный для нас аспект психолого-педагогических возрастных особенностей – мотивация. Ребенок изучает прежде всего то, что ему кажется интересным. Какие-то заметные социальные мотивации в этом возрасте усмотреть трудно. Постепенно ситуация меняется, сказывается влияние социального окружения, формируются мировоззрение и твердые побуждения к продолжению образования, в том числе профессионального. С точки зрения образовательных технологий это означает, что совершенно необходимые в юном возрасте внешние, искусственные стимулы к обучению и постоянный контроль постепенно заменяются тем, что называют «тягой к знаниям», т.е., по существу, личными стимулами и самоконтролем. Отсюда – разные реальные возможности самостоятельного обучения.

Конечно, мы касаемся непростых проблем, многогранных в своих проявлениях процессов формирования личности. Разумеется, существуют и «взрослые игры», среди которых нас интересуют только образовательные, например многофункциональные профессиональные тренажеры или так называемые деловые игры, моделирующие сложные производственные и общественные процессы. В то же время известно множество примеров раннего развития детей, в том числе профессионального. Однако нам важны среднестатистические оценки, дающие ориентиры в разработке электронных изданий и ресурсов для массового образования.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте