search
main
0

Мульти-пульти

Воронежские педагоги создают образовательные квесты

Нынешний год для воронежского интернет-образования знаковый – школьники и педагоги Воронежской области отмечают «совершеннолетие» фестивального движения в Сети. В 2002 году в регионе впервые прошел фестиваль «Интернет и Мы», в котором участвовали команды, объединившие школьников и педагогов. А вскоре появился еще один региональный фестиваль для ИТ-активных педагогических работников «PROДвижение».

Организаторами этих мероприятий были сотрудники Воронежского института развития образования Людмила Бачурина и Наталия Ярчикова, соорганизаторами выступили группа компаний «Информсвязь – Черноземье», ВИРО и областной Департамент образования, науки и молодежной политики.

Просто сказать, что фестивали имели большой успех, было бы мало, результат превзошел все ожидания: и школьники, и педагоги открывали для себя неизведанный еще мир – виртуальный, причем делали это вместе и при этом не просто развлекались, а создавали новое, умное, познавательное и полезное. Сегодня в ВИРО создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, при котором действует Лаборатория педагогического мастерства. Людмила Бачурина заведует этой лабораторией, а Наталия Ярчикова работает экспертом. Вместе они, как и раньше, придумывают новые проекты, не забывая проверенные временем разработки.

Мы стараемся развивать новые образовательные технологии, – говорит Людмила Бачурина, – которые можно внедрять в образовательный процесс. Хотим помочь учителю расти, потому что учитель должен хорошо коммуницировать, свободно работать в Интернете, строить там проекты. Когда мы проанализировали, что могли бы внести в деятельность центра из старого опыта, мы поняли, что это прежде всего наши интернет-фестивали, которые в сегодняшней ситуации самоизоляции оказались очень актуальны. Педагоги с удовольствием поддерживают мероприятия в режиме сетевых проектов, им важно научиться всем этим пользоваться, не только ни в чем не уступая детям, но и опережая их. Поэтому сейчас у нас параллельно идут два фестиваля. Один – для команд учителей с учащимися, в этом году он называется «Интернет и Мы: Мульти-STEM». Здесь мы предложили детям создать мульт­фильм, в котором они расскажут о каком-то интересном явлении: почему оно такое, из-за чего происходит так или иначе, плюсы и минусы. В создании мультфильма детям должны помочь взрослые. А второй фестиваль «PROДвижение» только для педагогов. В этом году мы предложили им подумать над сложной и актуальной темой – какими должны быть симуляторы-тренажеры в образовании. Они сформулируют, а мы дадим задание студентам-программистам, чтобы те такой инструмент сделали.

Почему такое большое внимание к мультикам? Потому что это одно из самых популярных направлений работы, которое Лаборатория педагогического мастерства активно продвигает в школы, детские сады и организации допобразования. Во многих из них сегодня созданы студии мультипликации. Как оказалось, это очень интересно и воспитателям-дошкольникам, и тем, кто ведет кружки или занимается внеурочкой в школах. Примеры потрясающие! Педагоги воронежской гимназии имени Алексея Кольцова организовали в параллели начальных классов кружок по созданию мультиков и теперь ежегодно проводят свой фестиваль мультфильмов. Каждый класс придумывает и создает мультик, а потом еще и презентует его в творческой форме. Так как в гимназии английский язык профильный, то и мультфильмы дети делают на английском языке. Кроме учителей начальных классов, в работе участвуют педагоги-информатики и учителя английского языка.

А ведь несколько лет назад все начиналось с обычных курсов в ВИРО, на которых педагогов научили делать мультфильмы, используя новое оборудование, поступившее в школы и детсады. Хотя, как говорят специалисты, мульт­фильм хорош тем, что для его создания можно использовать самые дешевые технологии, а мощное оборудование совсем необязательно. Героев вообще можно сделать из подручных средств – бумага, карандаш, фломастеры, пластилин, кубики Лего. Второй плюс: снимать можно всем, что есть под рукой, – смартфоном, документ-камерой, даже фотоаппарат специально покупать не надо. Зато можно использовать мультстанки – те самые, которые есть теперь в Центре повышения профмастерства педагогов.

Вторая технология, которую развивают сегодня в Лаборатории педагогического мастерства, – это технология образовательных квестов. Воронежским педагогам предлагаются квесты двух видов – «живые» и электронные. «Живые» подразумевают реальное участие детей, проводятся часто в школах, задействуют большие помещения. В минувшем учебном году сотрудники лаборатории проводили сетевой проект, посвященный Михаилу Ломоносову и Александру Гумбольдту, чье 250‑летие отмечалось тогда. Финалом стал образовательный квест для команд – участниц фестиваля. Его провели на базе воронежской школы №101. И педагоги с удовольствием включились в работу, и дети были в восторге!

– Мы, – говорит Людмила Бачурина, – учим учителей создавать подобные образовательные квесты, рассказываем, какого типа задания могут быть, как разработать легенду квеста, что может быть интересно детям. Осенью прошлого года мы провели конкурс для учителей «Квестомания». Педагоги сами разрабатывали учебные квесты для детей. Кроме «живых» квестов, есть еще электронные. Самый простой способ создания – использовать программу PowerPoint и сделать презентацию, которая управляется. Для этого нужно понимать, что такое квест, как его организовать, и при этом надо хорошо владеть программой PowerPoint. Мы учим педагогов использовать триггеры и гиперссылки – специальные инструменты, которые есть в программе. Это дает возможность «закрутить» очень интересный квест, особенно это востребовано в условиях пандемии, когда все сидят дома. С помощью квеста можно проводить общие внеурочные мероприятия и на уроках его тоже можно использовать. От учителя создание квеста требует больших временных затрат, больших усилий и мастерства, как педагогического, так и технического.

Для повышения мастерства педагогов в лаборатории делается много интересного, приоритет – активной практической работе, которая по-настоящему помогает учителю. Так было, когда всех отправили на дистанционное обучение. Как рассказала Людмила Алексеевна, для педагогов сначала провели серию ознакомительных вебинаров: что такое дистант, какие ресурсы нужно использовать, как организовать контроль. Постарались логически выстроить действия учителя, чтобы наладить весь процесс. Затем привлекли большое количество учителей, ищущих и создающих свои программы, и сделали целую серию мастер-классов. Назвали это цифровыми неделями – они шли в Интернете весь апрель. Педагоги присутствовали на мастер-классах, слушали, обучались, это позволило найти новые средства дистанционного обучения, которые можно использовать.

В мае сделали похожую цифровую неделю про Последний звонок. Учителя поделились опытом, как в Сети можно организовать это мероприятие. Оказалось, что подобным образом можно провести любое внеклассное большое мероприятие, а можно и классные часы, и линейки и т. д. Сотрудники лаборатории представили учителям средство для создания презентаций Canva, объяснили, как добавить платформу для общения Zoom и с их помощью провести виртуальное мероприятие. Подобное теперь хотят организовать на дистанционных финалах фестивалей, которые планируются в ближайшее время. Как говорит Людмила Бачурина, будет виртуальная «тусовка» для участников детского и взрослого фестивалей.

Оказалось, что мастер-классы очень хорошо прижились, на них есть запросы от педагогов, поэтому скоро откроется очередная цифровая неделя с мастер-классами о том, как организовывать студию мультипликации и как работать с пуговицами при создании мультиков. Будет мастер-класс, посвященный работе с различными сервисами, позволяющими организовывать общение в Интернете. В планах сотрудников лаборатории провести в ближайшее время конкурс «Волшебная пуговка», на котором детям предложат создавать мультфильмы вместе с родителями, снимая на телефон, а герои будут «пуговичными».

Еще при лаборатории открыли клуб учителей технологии. Сейчас он тоже перешел на дистант, и педагоги сделали серию мастер-классов. Например, перед Пасхой все учились, как красиво украсить лентами пасхальные яйца. Был мастер-класс, как сделать цветы из бумаги, приуроченный к акции «Белый цветок». По словам моей собеседницы, в Воронеже есть прекрасные учителя технологии, разработавшие целую серию видеоуроков, которые любой ребенок может посмотреть в Сети. Так сделала учитель технологии гимназии №9 Ольга Владимировна Утюж, ее уроки с удовольствием смотрели и ученики, и коллеги.

Вообще дистант научил многому и стал испытанием на творчество. Одним из таких творческих достижений Людмила Алексеевна считает флешмоб, приуроченный к 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне. Вроде бы ничего сложного – сделали канал в Ютубе, сделали хештег, разослали приглашения детским садам и школам, предложили выкладывать ролики, где дети читают стихи и поют песни о войне. В итоге получили более 850 роликов: «Совершенно потрясающие работы! А какие интересные коллективы! Некоторые школы даже сделали спектакли, хотя при этом все сидели дома». Кстати, сидеть дома всем уже изрядно надоело, поэтому главная мечта – вернуться из дистанта к обычной жизни и наконец-то всем встретиться. Раньше ведь каждое большое мероприятие, например тот же интернет-фестиваль, предполагало финальную встречу команд-победителей в Воронеже. Люди приезжали, знакомились «вживую», для них проводили интересные экскурсии.

Цель, которую мы ставим перед собой, – это личностный рост. Человек должен расти в этих встречах, должен узнавать новое, его горизонты должны расширяться! Наша задача – помочь учителю, которому все время некогда, времени нет и некогда вздохнуть, остановиться. А тут приехали, встретились, вдохновились – глаза горят, и многие потом проводят похожие фестивали в своих школах и даже в районах.

Татьяна МАСЛИКОВА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте