search
main
Топ 10
В некоторых регионах отменяют занятия в школе из-за непогоды Итоговое сочинение в 2023-24 учебном году: даты проведения, темы, критерии оценки Дефицит педагогов: в Вологодской области открыты 255 учительских вакансий Форма современного школьника: какой она должна быть Студент Калужского госуниверситета создал настольную игру по истории родного края Десятиклассник из Астрахани разрабатывает «Умный гараж» Институт воспитания проведет очередное Всероссийское открытое родительское онлайн-собрание Все дети, поступающие в школы РФ, должны знать русский язык, заявили в СПЧ Для родителей школьников предлагают ввести выплаты к началу учебного года Финал конкурса «Флагманы образования» для управленцев и педагогов стартовал в Москве Налоговый вычет: можно ли вернуть часть денег за оплату репетиторов Финал премии «Студент года» объединил 400 учащихся колледжей из 60 регионов России Объявили победителей Всероссийского фестиваля студенческого спорта Серебряным медалистам будут вручать сине-голубой диплом с отличием В Новосибирской области наградили четверых школьников в рамках проекта «Дети-герои» Малышам – добрые истории, подросткам – фэнтези: что советуют читать библиотекари Исследование: 47% семей тратят на дополнительную подготовку к ЕГЭ до 6 000 рублей ежемесячно Отменить нельзя оставить: День рождения буквы «ё» отмечают в России Утвержден план реализации стратегии безопасности детей до 2030 Чемпионат «Профессионалы» завершился в Санкт-Петербурге
0

Можно ли поймать линию горизонта? Формирование УУД во внеурочной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (УУД).

На мой взгляд, особую роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность учащихся. И в частности, исследовательская внеурочная деятельность. Во-первых, ученик выбирает интересующую его лично проблему, во-вторых, он движется в индивидуальном темпе, объем работы соответствует его склонностям и возможностям.В данной статье представлены краткие аннотации учащихся-исследователей с 5-го по 11-й класс. Особенность этих работ – их практико-ориентированная направленность. Причем материалами пользуются учителя математики нашей гимназии.Наил Деветьяров, «Необычные меры и способы измерения», 5-й классЦель работы: выявление и исследование необычных мер измерения, характерных для разных стран и народов, поиск и оценка собственных способов измерения.Проблема: какие необычные меры измерения существуют и можно ли придумать свои способы и меры измерения чего-либо?Гипотеза: я предполагаю, что необычные способы измерения величин можно перевести в обычные, а также думаю, что можно придумать свои способы измерения чего-либо.Выводы по работе: результат проделанной работы показал многообразие единиц измерения, что создавало проблемы их правильного и однозначного перевода в пределах страны и временного периода. О существовании необычных единиц в прошлом можно судить по произведениям литературы. Анкетирование, проведенное после моего выступления, показало рост интереса учащихся к старинным мерам.В настоящее время в качестве подручных мер измерения можно использовать сотовый телефон, жевательную резинку, металлические и бумажные деньги. Поэтому гипотеза исследования, что необычные способы измерения величин можно перевести в обычные, а также что можно придумать свои способы измерения чего-либо, подтвердилась.В перспективе мне хотелось бы проверить, облегчит ли знание необычных мер измерения процесс чтения книг.Павел Сибиченко, «Геометрия горизонта», 7-й классОднажды мы с дедом ходили за грибами, вышли из леса на ровное поле, и я увидел, что вдалеке небо как будто опирается на землю. Я удивился, даже попытался дойти до того места, проверить, это мираж или нет. Речь идет о горизонте. Линия горизонта неуловима: когда я иду к ней, она отодвигается. Я предполагаю, что, недоступная, она все же реально существует, это не обман зрения, не мираж. И в своей исследовательской работе я постараюсь это доказать.Цель исследования: определение и исследование линии горизонта.Гипотеза: линия горизонта неуловима. Дальность горизонта прямо пропорциональна возвышению глаза наблюдателя над земной поверхностью.Выводы по работе: в ходе исследования я искал ответы на интересующие меня и моих одноклассников вопросы. На каком уровне находится линия горизонта? Почему, когда мы поднимаемся в небо, линия горизонта кажется вдавленной чашей? Есть ли формула для вычисления дальности горизонта, от каких погодных условий и как зависит дальность горизонта?Мы доказали, что линия горизонта реально существует: это не обман зрения и не мираж. Своей деятельностью мы подтвердили часть гипотезы: линия горизонта неуловима. Однако часть гипотезы о том, что дальность горизонта прямо пропорциональна возвышению глаза наблюдателя над земной поверхностью, была ошибочной. Изучив разные материалы, мы нашли формулу и смогли решить практические задачи, доказывающие, что линия горизонта не пропорциональна возвышению глаза. Но на дальность горизонта влияют и различные погодные условия. Мы провели свои наблюдения и выяснили, при каких погодных условиях дальность горизонта меняется – увеличивается или уменьшается.Софья, «Провинциальная Вятка на уроках математики», 8-й классУчаствуя в конкурсе «Вятская шкатулка», мы столкнулись с низкой информированностью учащихся об истории нашего края, города Кирово-Чепецка в частности. Перед нами встал вопрос: как занимательнее и интереснее преподнести историю родного города через приемы устного счета на уроках математики?Цель исследования: создать систему заданий для устного счета с элементами истории города Кирово-Чепецка и провести учебные занятия с использованием полученного материала.Гипотеза: если создать систему устных заданий по математике, связанных с историей родного города, то у детей повысится интерес к предмету «Математика», истории города и усовершенствуются математические знания.Выводы по работе: благодаря диалогу школы и городского музейно-выставочного центра был создан информационный носитель в виде системы заданий для устного счета с элементами истории города Кирово-Чепецка (тем самым у детей повысился интерес к предмету «Математика», истории города и усовершенствовались математические знания).Анна Резенова, «Математические задачи в художественной литературе», 9-й классМногие авторы вставляют в свои произведения текстовые задачи, чтобы украсить сюжет и сделать его интереснее. Об этом направлении использования математики я решила написать в своей работе.Цель исследования: найти математические задачи в художественной литературе и проверить правильность их решения.Проблема: всегда ли автор художественного произведения предлагает правильное решение рассматриваемой задачи?Гипотеза: если в художественном произведении встречается решение математической задачи, то оно всегда будет верным.Выводы по работе: я считаю, что эта исследовательская работа не только расширяет кругозор учащихся, но также пополняет новыми знаниями о художественной литературе и задачах, представленных в ней.Мое предположение о том, что все решения математических задач в художественной литературе верны, оказалось лишь на 57% правильным. Я нашла такие задачи, решение которых оказалось неверным.Александр Киселев, «Создание заданий для развития пространственного мышления», 9-й классПосетив в 2014 году с классом музей занимательных наук «Экспериментариум», мы столкнулись с трудностями при решении задач, требующих пространственного мышления. Нам стало интересно: можно ли своими руками создавать 3D-модели для развития пространственного мышления и использовать их на уроках и внеурочной деятельности?Цель исследования: создать задания, в том числе 3D-модели, позволяющие развивать пространственное мышление, провести учебные занятия с использованием полученного материала и проанализировать динамику развития пространственного мышления у учащихся шестых классов.Гипотеза: если создать и внедрить в учебный процесс специальные задания, в том числе 3D-модели, позволяющие развивать пространственное мышление, то у учащихся повысится интерес к предмету «Геометрия» и усовершенствуются математические знания.Выводы по работе: своей деятельностью мы подтвердили гипотезу о том, что если создать и внедрить в учебный процесс задания, в том числе 3D-модели, позволяющие развивать пространственное мышление, то у учащихся повысится интерес к предмету «Геометрия» и усовершенствуются математические знания. Это показали на практике урочные и внеурочные занятия с использованием созданных заданий. Поставленная нами в начале работы цель достигнута. В течение года с экспериментальной группой проводились занятия, способствующие развитию пространственного мышления, на занятиях использовались созданные задания. В конце года была проведена итоговая диагностика развития пространственного мышления с помощью теста структуры интеллекта Амтхауэра. Можно заметить, что внедрение в учебную деятельность учащихся заданий, созданных нами, повысило уровень развития пространственного мышления.Олеся Бажина, «Походная геометрия», 10-й классЦель работы: научиться вычислять расстояния до недоступных объектов и углов без измерительных приборов и таблиц, использовать полученные навыки при составлении маршрута и подсчете количества снаряжения.Проблема: можно ли, не имея под рукой специальных приборов и таблиц, вычислять расстояния до недоступных объектов и находить синусы углов?Гипотеза: в походных условиях, не имея при себе специальных приборов и таблиц, можно вычислять расстояния и синусы углов.Выводы по работе: я считаю, что эта исследовательская работа не только расширяет кругозор учащихся, но и пополняет новыми знаниями о вычислении синуса угла. Мое предположение о том, что в походных условиях, не имея при себе специальных приборов и таблиц, можно вычислять расстояния и синусы углов, подтвердилось. Я научилась вычислять расстояния до недоступных объектов и углов без измерительных приборов и таблиц, составила маршрут и подсчитала количество снаряжений. То есть цель достигнута. Также в ходе работы был разработан буклет «Памятка вычисления синусов углов в походных условиях».Прим. ред. Работа Олеси Бажиной опубликована на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/1113.Таким образом, в каждой из предложенных работ можно увидеть, что ученик анализирует, выделяет главное, обобщает и доказывает, формулирует, аргументирует и отстаивает свою точку зрения, осознает и проявляет себя гражданином России, самостоятельно организует взаимодействие с другими участниками учебного процесса, слушает других, оценивает степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, осознает ценности каких-то знаний (например, математических) как важного компонента научной картины мира и культуры, умеет с достаточной полнотой излагать свою точку зрения, сравнивает объекты по заданным критериям. А это и есть универсальные учебные действия.Исследовательская деятельность позволяет учащимся самостоятельно решать актуальные для них проблемы в ситуациях неопределенности на основе системы знаний, умений и навыков, ценностно-смысловых ориентиров. Такие личностные качества будут социально востребованы и позволят выпускникам школ занимать активную жизненную позицию в профессиональном будущем.Материалы исследовательских работ могут быть использованы любым учителем математики на уроках при организации устного счета, для наглядности при изучении нового материала и даже на переменах для развития интереса к предмету «Математика» и расширения кругозора учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте