Вице-спикер Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков предлагает отменить домашние задания для школьников. «Когда сын узнал, что я стал депутатом, сразу попросил написать закон, который отменит «домашку», – поделился Даванков в своем телеграм-канале. Встреча с московскими родителями, по его словам, подтвердила: вопрос более чем серьезный.
Депутат добавил, что домашние задания – это «круговорот бессмыслицы»: «Родители уверяют, что дети поголовно списывают с сайтов готовые «домашки». Посещаемость таких сайтов перевалила за 10 млн пользователей в день. А задания, которые дети не могут списать, решают всей семьей». Затем эти задания проверяют учителя, хотя могли бы потратить это время на подготовку новых интересных уроков.
Даванков отметил, что обсудит отмену домашних заданий «в текущем виде» с Министерством просвещения. «Уверен, что разгрузка детей и учителей пойдет на пользу всем», – заключил он.
Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– В образовании не может быть простых ответов. По закону учитель свободен в выборе педагогически обоснованных средств и методов обучения, а домашние задания – важная часть образовательной программы, обязательная к выполнению. Дискуссии чаще всего касаются объема домашней работы. Существуют нормы СанПиНов, регулирующие длительность уроков в школе и время на выполнение домашнего задания в зависимости от класса. Но дети разные. Кто-то укладывается в нормативно отведенное время, кто-то нет. В 2019 году ОНФ и фонд «Национальные ресурсы образования» провели всероссийский опрос родителей. Тогда родители сообщили, что на домашнее задание у детей в среднем уходит 2 часа 24 минуты в день. И это время тратится отнюдь не на списывание «готовой домашки».
Для снижения нагрузки родители предложили изменить объем домашнего задания, сократить количество тем для самостоятельного изучения и проектов, требующих участия семьи. Треть опрошенных отметили, что нужно в целом пересмотреть содержание образования. И это главная задача. Международное исследование TIMMS показало, что если у детей в программе не 4 отдельных предмета – физика, химия, биология, география, а интегрированный научный курс, то в совокупности времени на домашнюю работу уходит меньше. Но отвечает ли такой подход российским задачам? Через какие форматы дидактические единицы осваиваются лучше всего, какой тип заданий на дом необходим? Недавнее исследование Российской академии образования показало, что важно, чтобы в заданиях на дом были и творческие задания, и те, которые не получится выполнить по образцу. А в целом умение учиться самостоятельно крайне важно для последующего обучения в вузе или в колледже. И его не сформировать, если у школьника не будет навыка выполнения домашней работы.
Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– Желание детей отказаться от домашнего задания понять можно: зачастую каждый учитель свой предмет считает главным и поэтому загружает детей, порой нарушая нормы, установленные Роспотребнадзором. При такой нагрузке ребенку, особенно ответственному, и погулять некогда.
Но домашние задания все-таки нужны – это закрепление пройденной на уроке темы, а также формирование практических навыков применения знаний. А вот учительский подход к ним изменить стоит: задания на выбор из трех вариантов сложности, индивидуальные задания, выполнение парами, использование творческих форм заданий и т. д. Главное – почаще хвалить детей, даже за небольшие успехи. Тогда они вместо одного задания все три с радостью сделают и обойдутся без помощи Интернета.
Сергей АЛХУТОВ, практикующий психолог, педагог, соучредитель студии психологического консультирования «Каштаны», Москва:
– У меня как человека с учительским и родительским опытом новость вызвала бурю мыслей – от «Наконец-то!» до «Сгорел сарай – гори и хата!».
При этом я понимаю, что, если закон примут, учителя в массе вряд ли будут использовать освободившееся время на подготовку новых интересных уроков. Школьный режим таков, что учитель перегружен, и внезапное снижение нагрузки в одной из самых бессмысленных ее частей (бессмысленнее только отчетность) он может воспринять как сигнал к тому, что можно плотнее заняться наконец другими сферами жизни. И он откроет в них как массу новых возможностей, так и массу проблем, которые не давала ему осознать сверхнагрузка.
Отмена обязательных домашних заданий, вероятно, скажется и на зарплате учителя, что добавит ему проблем. Так или иначе, но сам факт того, что вице-спикер сделал такое заявление, свидетельствует о больших сдвигах в большой системе, выстроенной вокруг школьного образования.
Григорий СУЗИ, преподаватель истории и обществознания Петрозаводского президентского кадетского училища, Карелия:
– Согласен, что проблема с домашними заданиями актуальна. Иногда мы, учителя, задаем домашние здания в излишнем объеме, дублируя материал урока для слабоуспевающих, либо, наоборот, выносим на дом то, что просто не успели изучить на уроке. Дети часто не видят смысла в домашних заданиях, поэтому списывают или просто не выполняют их. И кажется, что проще всего отменить домашние задания. Но не все так однозначно.
На мой взгляд, если отменять домашние задания, то необходимо сокращать объем учебных программ. Иначе получится следующее: объем изучаемого материала прежний, а без домашних заданий останется только время урока, за который нужно и повторить пройденный материал, и изучить новый, и отработать навыки на практике. Итогом станет снижение предметных результатов среди всех групп обучающихся. Мне могут возразить, что многие школьники и так не выполняют домашние задания, а те, кто хочет работать самостоятельно дома, могут попросить задания у учителя самостоятельно. Но моя практика показывает, что периодические (возможно, не к каждому уроку) домашние задания необходимы для развития навыков самостоятельной работы. Другое дело, что к домашним заданиям нужно относиться не просто как к продолжению урока, а как к возможности выйти за его рамки, добавив в них вариативность, творчество. На мой взгляд, этот вопрос должен решаться не в директивном порядке на уровне всей страны, а с учетом специфики предметов, особенностей класса и методик преподавания, которыми пользуется учитель.
Светлана СПИЦИНА, учитель года Воронежской области-2013, учитель истории и обществознания школы №81, Воронеж:
– Отношение к данному предложению неоднозначное. С одной стороны, множество сайтов с готовыми домашними заданиями дают практически стопроцентную гарантию того, что ответы будут списаны. С другой стороны, домашнее задание дается для того, чтобы ребенок отрабатывал определенные навыки, в математике, например, это вычислительные навыки, которые хорошо бы довести до автоматизма, в русском языке – правила правописания. В том виде, в котором домашние задания существуют сейчас, они приносят мало пользы. Но и без них нельзя, навыки надо отрабатывать.
Мне проще, потому что по предмету «История» не нужно много записывать, решать, домашнее задание чаще всего сводится к тому, чтобы прочитать параграф. Еще я прошу устно ответить на вопросы после параграфа. Письменные задания на дом даю в основном для того, чтобы потом поставить хорошую оценку, создать ситуацию успеха. Но это не бессмысленное переписывание, а именно аналитическая работа с текстами – ответить на вопросы, сделать вывод. При этом я говорю ребятам: «Да, конечно, вы можете списать из Интернета, но помните, что одинаковые ответы я оцениваю одинаковой оценкой».
Елена С., учитель, Великий Новгород:
– Я считаю, что отмена домашних заданий должна проводиться в комплексе среди других мер. Первая из них – сокращение школьных программ. Дети тонут в огромном объеме знаний, которые их заставляют ежедневно усваивать. Выпускники школ путают сведения по истории, а программа по математике, физике и химии никак не связана в их уме с реальной жизнью. Мое мнение двустороннее – как учителя и как мамы. Моей дочери, восьмикласснице гимназии, могут задать на дом по биологии 15 страниц пересказа параграфов, по английскому языку – пересказ большого текста и перевод еще двух страниц, по истории – пересказ десяти страниц плюс задания по русскому языку и математике, и это только на один день. В целом выполнение домашних заданий занимает у нее до шести-восьми часов в день. Считаю, что назрела острая необходимость сократить объем учебных программ по всем предметам и как минимум многократно уменьшить размер домашних заданий.
Совсем убрать домашние задания – заманчивая идея и для учеников, и для тех учителей, которые отвечают за качество преподаваемых знаний. Но тут нужно помнить, что после школы многие российские дети не смогут занять свое время, потому что в большинстве случаев у нас платные кружки и секции, фактически недоступные для семейного бюджета. Нужно решать и эту проблему тоже. Именно из системы бесплатного дополнительного образования при СССР выходили увлеченные творческие люди, в том числе будущие инженеры, авиаконструкторы, выдающиеся спортсмены.
Людмила ИВАНОВА, учитель русского языка, Нижегородская область:
– Я давно не задаю заданий, которые можно списать. Даю задания интересные, сложные, чтобы была проведена реальная мыслительная работа. Учебниками не пользуюсь даже на уроке. Сайты с готовыми домашними заданиями предлагаю жестко штрафовать и блокировать.
Комментарии