Английский философ Френсис Бэкон утверждал: «Время есть величайший из новаторов». И действительно, время охватывает все сферы нашей жизни, в том числе и образование, требуя его все большего и большего обновления. Сегодня уже всем ясно: в новое время со старыми стандартами войти нельзя.
Конечно, ребенок не бездонный ящик, который мы должны заполнить. Наша задача – сформировать интерес к познанию, научить добывать нужную информацию, анализировать, видеть проблему и находить пути ее решения. И здесь на помощь педагогу приходят современные образовательные технологии.
Приведем примеры успешных, на наш взгляд, технологий, которые мы используем в своей работе на уроках географии и литературы.
Технологии интегрированного обучения
Интеграция в обучении в первую очередь предполагает не просто механическое соединение разных элементов в единое полотно урока. Это деятельность, направленная на углубление межпредметных связей, которые основаны на связях между различными науками. Ее цель – переход от преподавания всех предметов по отдельности к осознанию их глубокой связи и взаимодействия.
В каких случаях оправданно применять технологию интегрированного обучения?
Во-первых, конечно же, если какой-то учебный материал дублируется в программе разных предметов.
Во-вторых, если материал не дублируется, а дополняет один другой, когда речь идет о каком-либо широком понятии (допустим, сила, время, движение).
В-третьих, если целесообразно поставить перед школьниками проблему, затрагивающую знания из разных предметов.
Наконец, всегда, когда есть желание взбодрить учеников, добавить мотивации, повысить интерес к предметам, а изучаемая тема предоставляет возможность привлечь материал из других предметов.
Интегрированный урок обычно является практико-ориентированным, он включает в себя проблему, для решения которой требуются знания, полученные на разных уроках. Ребята учатся решать поставленные перед ними задачи, используя методы, свойственные разным наукам, сочетая знания и умения, которыми они овладели на разных предметах. То есть это не урок-викторина с вопросами по разным предметам, а нечто целое. Например, рассматривается вопрос об утилизации мусора, ребята должны применить знания, полученные на биологии, химии, физике, обществознании (а что, если люди не хотят раздельно собирать мусор?).
Притом что интегрированный урок повышает интерес к предметам и мотивированность учащихся, он является также мощным инструментом развития мышления.
В какой форме можно провести такой урок с использованием данной технологии?
Форм очень много. Начиная от обычного комбинированного урока и заканчивая уроком-конференцией, круглым столом, дискуссией, отчетом по индивидуальным или групповым проектам. Конечно, необычная форма урока усилит эффект, но и привычный комбинированный урок будет интересен и полезен.
Приведем пример интегрированного урока «литература + география» с использованием технологии «перевернутого класса».
«Перевернутый класс» – это класс, в котором все наоборот: не учитель объясняет что-то ученику, а ученик сам еще до урока знакомится с новым материалом. Это, во-первых, учит находить нужную информацию, а во-вторых, высвобождает время, которое можно потратить на решение проблемных задач, дискуссию или создание творческого продукта.
Мы взяли для изучения тему «Путешествие Онегина» по не вошедшей в окончательный текст главе романа в стихах. Ребята ознакомились с этой главой, с информацией о географических объектах, которые стали вехами пути Онегина, сравнили описание населенных пунктов в наши дни и во времена А.С.Пушкина, проследили маршрут героя, отправившего самого себя в изгнание. Итогом такой работы стали карта-схема и фотоколлаж «Идеи для литературных путешествий».
В результате применения технологии «перевернутого класса» происходит изменение вектора работы. Она теперь направлена не на пассивное получение информации, а на совместный поиск истины. Учителя на таком уроке не столько учат, сколько консультируют, направляют, поддерживают. Даже атмосфера на таком уроке совсем другая: на нем царят эмоциональный подъем, уверенность в своих силах, творческий настрой. Создается та самая ситуация успеха, которая так важна для каждого из нас.
Технология проектной деятельности
Она также имеет свои особенности. Это, во-первых, практическая направленность: школьникам предстоит решить конкретную проблему. Во-вторых, результат должен быть конкретным, зримым. Он может быть плодом индивидуального или коллективного творчества, может выглядеть по-разному. Приведем пример из нашей практики.
Наши ученики работали над метапредметным проектом «По сказочным местам России». Рассматривая разные сказочные топонимы, они узнавали, где на самом деле находятся эти места. Например, остров Буян или Кудыкины горы – эти места можно найти на вполне реальной географической карте. В результате работы были созданы интерактивная карта, книга сказочных путешествий, а также буклет.
Другой класс работал над проектом «Семейный альбом Деда Мороза», посвященным зимним волшебникам народов Российской Федерации. Ребята знакомились с народными обычаями и фольклором людей разных национальностей, составляли маршруты для посещения резиденций «дедушек», создали интерактивную игру, альбом, который затем был передан в Великий Устюг Деду Морозу.
Проектное обучение ориентировано на развитие личностных качеств ученика, позволяет увидеть результаты своего труда, помогает раскрыться потенциалу каждого, поэтому и вызывает такой неподдельный интерес у ребят.
Технологии проблемного обучения
Предполагают создание ситуации, когда необходимо решить какую-либо задачу. Школьники активно самостоятельно пытаются решить проблему, одновременно получая необходимые знания, овладевая новыми навыками.
Проблема часто ставится в начале урока. Пример: «Температура воды течения Гольфстрим +4, оно является теплым. А температура воды Канарского течения +22 градуса. Но оно является холодным. Почему?»
Чем младше класс, тем более игровой должна быть формулировка. Пример проблемы для ребят помладше: «Может ли белый медведь съесть пингвина?»
А в 8‑9‑х классах учителя могут продемонстрировать эпизод дискуссии, а ребятам предложить угадать, что за проблема вызвала этот спор. Можно и ученикам предложить поучаствовать в дискуссии, приняв сторону одного из педагогов. В ходе дискуссии ребята осознают наличие вопросов, ответ на которые им неизвестен, и таким образом будут ощущать «дискомфорт недостачи знаний». Решая проблемный вопрос, учащиеся должны установить причинно-следственные связи, выстроить логические цепочки своих рассуждений. Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к изучению предмета и самостоятельному процессу познания.
Все эти технологии – это не просто дань моде или попытка продемонстрировать свою состоятельность в области новых веяний. Это работающие способы заинтересовать учеников, привить им вкус к самостоятельному мышлению, простимулировать решать вопросы, подходить творчески к процессу собственного образования. Новое время требует новых подходов. Мы рассказали лишь о нескольких из огромного множества находок и идей.
Наталья ЕЛША, учитель географии школы-интерната №31;
Елена САФОНОВА, учитель русского языка и литературы школы-интерната №31
Комментарии