К дискуссии, которую вызвало замечание спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о поддержке запрета использования гаджетов в школе, подключились и петербургские эксперты. В рамках круглого стола они обсудили тему «Мобильный телефон в школе: за и против».
Как дипломатично заметила проректор по научной работе РГПУ имени А.И.Герцена доктор психологических наук Лариса Цветкова, как любому новому явлению, а цифровой мир – это новое явление для человечества, использованию электронных средств связи нельзя давать однозначные оценки. Здесь есть и риски, и шансы для развития. Другой вопрос, что система образования должна работать на опережение и хотя бы некоторые из этих рисков просчитывать, чтобы детям в неизведанном цифровом мире было комфортно находиться, а также комфортно с его помощью учиться.
Эту мысль поддержала и директор АНО ДПО «Архитектура будущего» кандидат психологических наук Татьяна Яничева. По ее мнению, среди очевидных плюсов «гаджетизации» – возможность поиска информации, общения на расстоянии, контроль и безопасность для ребенка и т. д. С другой стороны, есть очевидный минус – зависимость от мобильного телефона. По наблюдениям практических психологов, у детей, лишенных возможности пользоваться мобильным телефоном, появляются настоящие физические «ломки». Но любая зависимость – это проявление чего-то более глубокого, поэтому необходимы серьезные исследования на тему причин «гаджетизации» детей и подростков.
Как считают эксперты, очень многое зависит от семьи. Если для родителей мобильный телефон играет роль «волшебной палочки», с помощью которой ребенка можно «привязать» к месту, успокоить, оставить одного, то это отношение к гаджету ребенок будет продуцировать и в дальнейшем. Для него телефон станет спасением от одиночества и скуки, в том числе на уроке. Но телефон лишь приложение к характеру, и как ребенок использует его в жизни, зависит от семьи. Упрекать во всем учителей, мол, у них неинтересные уроки, поэтому дети погружаются в виртуальный мир, неправильно. Хотя, конечно, умный педагог всегда найдет в учебном процессе творческое применение электронному ресурсу.
Вообще мысль о запрете мобильных телефонов в школах непродуктивна, считает директор лицея №369 Красносельского района Константин Тхостов. Нужно обсуждать не запрет, а степень допустимости телефонов в учебном процессе. Если раньше дети использовали книгу как источник знаний, то сегодня этим источником служит Всемирная паутина, поэтому использование мобильных телефонов может быть очень эффективным. Да и потом просто взять и запретить мобильные телефоны невозможно, это значит, что нужно переписать Конституцию РФ. Целесообразнее составить между школой и родителями рамочное соглашение, где обговорить, в каких случаях мобильный телефон можно использовать, а в каких случаях его лучше отложить в сторону.
Действительно, помочь урегулировать вопрос использования телефонов на уроке могут локальные акты, составленные в школах, уверен руководитель организационно-правового управления аппарата уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Михаил Коломыцев. Правда, при этом важно учитывать мнение родителей. Без обсуждения с ними такие документы принимать нельзя. Кроме того, органы управления образованием могут предложить школам рекомендательные письма и методички, которые помогли бы коллегам разрешить вопрос с использованием гаджетов в учебном процессе безболезненно и со взаимной пользой.
Что касается мнения родительского сообщества, то от его лица высказался сопредседатель Совета отцов Санкт-Петербурга Роман Тюльпанов. В частности, он заметил, что запретительные меры никогда не приносили успеха. Смартфон уже стал частью жизни людей, ведь в мире все завязано на цифровой экономике. Мало того, есть проект, благодаря которому мобильный телефон скоро станет паспортом для взрослого, а потом, возможно, и для ребенка. Тогда телефон обязательно нужно будет носить с собой, и все запреты станут бессмысленными. Поэтому не разрешать носить в школу телефон нельзя, а вот вопрос использования его на уроках можно обговорить с учителем. Сегодня есть педагоги, которые, например, дают ребятам материал, которого нет в Интернете, поэтому помощь Всемирной паутины здесь не нужна. Также есть учителя, которые договариваются с детьми о том, что на уроке звук мобильного телефона должен быть выключен. Ведь взрослые на важных совещаниях поступают точно так же, почему же детям не взять с них пример?
В любом случае каждый из экспертов согласился с бесперспективностью прямого запрета мобильных телефонов в школах. Ресурс широкого информационного поля можно и нужно использовать, главное, чтобы он не мешал учебному процессу.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии