Много лет назад я составила серию уроков на английском языке в формате ЕГЭ с разнообразными заданиями, текстами, аудиозаписями. Тема цикла – мой родной край, место, где я живу. К созданию такой серии, рассчитанной на различные уровни владения английским языком, меня побудил простой эпизод в классе. Я спросила выпускников, в каком году был основан Академгородок, наша малая родина. Ответом было молчание. «Ребята, в каком году был запущен в космос первый спутник?» Мне казалось, что все помнят дату – 1957 год. Опять тишина. Я проверила тогда все свои классы, отсутствие знаний ошеломило. Ученики зубрили «топики» и могли без запинки отбарабанить текст о структуре британского парламента, провести экскурсию по Вашингтону, но мало что знали о родной стране. Кстати, так как пресловутые «топики» всегда механически зубрились наизусть, задавать вопросы по теме, пытаться вести беседу было бесполезно.
Понятно, что в стандартных учебниках нет конкретных уроков об истории Новосибирска, построении Транссибирской магистрали, о создании научного центра – Академгородка, о всесоюзной стройке, начавшейся в 1957 году. Получив одобрение и поддержку от администрации школы, я занялась разработкой целого цикла, позднее представила его на различных педагогических выставках и конкурсах, результаты были также опубликованы в РФ и за рубежом. С методической точки зрения я видела перед собой единую задачу: задания и разделы можно было использовать как рамку, единый формат, в то время как опорный текст легко заменялся. Иными словами, если вам нужно провести занятие по истории вашего родного города или села, составьте свой текст или найдите его в Сети, а задания к нему у вас уже есть. Предполагается, что каждый учитель хорошо представляет себе уровень знаний своего класса, индивидуальные способности учащихся. Поэтому задания легко отбирать, также можно делить уроки на части. Конечно, полезно подготовить иллюстративный материал, наглядные пособия всегда помогают привлечь интерес школьников.
Как и когда вести подобные занятия? Мне кажется, здесь и объяснять особенно ничего не нужно. В конце второй четверти можно выделить один урок или часть урока, дать небольшое задание, что позволит вам начать третью четверть с продолжения темы. Даже если некоторые ученики ничего не делали во время зимних каникул, они смогут открыть тетради и посмотреть, о чем был последний урок прошлой четверти.
Давайте помнить основные цели и задачи обучения иностранным языкам. Reading, Writing, Listening, Speaking – чтение, письмо, прослушивание, говорение.
Задание-разминка перед чтением опорного текста. Спросите, что ученики знают о своей малой родине. Здесь давайте вспомним простой пример из психологии. Все дети считают, например, что их родители были всегда, для всех детей тот факт, что их родители когда-то были детьми, является большим открытием. То же самое зачастую относится к восприятию родного города, села. Дети не думают, мол, вот этот дом был построен в таком-то году. Когда мы задаем вопросы на уроке иностранного языка, наша цель отличается от того, как воспринимают происходящее ученики. Мы стремимся побудить их составить высказывание на изучаемом языке и проверяем их уровень, их способности. Они считают, что нужно вспомнить, найти конкретный ответ, то есть в данном случае дату. Удивительно, но факт: обычно я повторяю на занятиях как с детьми, так и со взрослыми, что в данном случае любой ответ будет правильным, если он составлен на требуемом языке. «Я точно не знаю, но могу осуществить поиск и найти ответ» или «Не знаю, но могу спросить родителей». Как только учащиеся поймут основную цель, а именно составление высказывания на иностранном языке, они перестанут волноваться о том, что не знают, например, каких-то дат.
Чтение текста. В зависимости от уровня знаний и возраста школьников опорный текст может быть совсем кратким, простым или более сложным. Пример из моего опыта: «Наша школа была основана в 1959 году. В первый раз в первый класс тогда пришли 7 учеников. Через год было два вторых класса, 48 детей». Начинающие изучать иностранный язык с удовольствием отвечают на вопросы «Почему сначала было так мало школьников?», «Почему через год их стало намного больше?». Простое упражнение помогает им осознать, что в начале создания нашего городка людей было немного, а уже через год их стало куда больше. Активация небольшого словарного запаса происходит на глазах. «Если приехало много семей с детьми, где они жили? Кто строил дома? Что еще строили, кроме домов?» и так далее. Если у вас старшие классы, возьмите текст подлиннее и посложнее, составьте к нему небольшой глоссарий.
Прослушивание. Начитайте сами небольшой текст, диалог, упражнение. Почему я советую педагогам пользоваться записями, в том числе своими? Современные дети натасканы на использование всяких гаджетов. Стоит вам нажать на кнопку, и в классе наступает тишина. Вы можете прокрутить запись несколько раз и с любой громкостью, что существенно экономит ваши силы и предохраняет горло от перегрузок. Зная уровень и проблемы своих учеников, вы можете говорить с нужной скоростью, заранее выбирать понятную лексику. Прослушав запись, предложите классу разделиться на пары и составить диалоги. Можно также разбить ребят на небольшие группы и предложить им изобразить ток-шоу. Хорошо работает круглый стол. Ролевая игра проходит удачно, если вы предлагаете одно условие: взяв карточку с ролью, никто не может ее менять на другую. Например, если мальчику досталась роль бабушки, он должен придумать, как ее изобразить.
Письмо. Пожалуй, это одно из самых нелюбимых заданий. Иногда стоны учащихся в ответ на просьбу сочинить несколько предложений по теме вызваны простой усталостью, ведь дети пишут на всех уроках. Старшеклассники могут отказываться, бунтовать. Проверьте расписание, если ваш урок оказался последним или перед ним была большая контрольная, можно ограничиться планом эссе, который напишут на доске несколько человек. Обычно, даже если школьники без энтузиазма относятся к идее написать что-то в тетради, срабатывает разрешение записать свой труд на компьютере (если такая возможность есть). Иногда помогает работа парами или группами, где школьники сами выбирают представителя, который зачитывает коллективный труд.
Расширение. Говоря о том месте, где мы живем, мы всегда можем использовать имеющиеся у нас фотографии, иллюстрации. В качестве небольшого домашнего задания предложите школьникам сфотографировать свое любимое или интересное место, объяснить, чем именно оно привлекает, почему они выбрали такое фото. Для выпускников хорошо работает простое упражнение на тему «Как до нас добраться». Например, как доехать из центра Новосибирска в Академгородок. Каким воспользоваться транспортом, как дойти от остановки до школы, на каком этаже наш кабинет…
Конечно, мы можем добавить несколько фраз о специфике нашего климата. Например, в Сибири практически весь учебный год – зима. С октября по май мы созерцаем из окон один и тот же замечательный вид. Для людей из других мест он кажется экзотичным, для нас – привычным.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск, фото автора
Комментарии