Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Чужая азбука

Моя баварская сказка,

Учительская газета, №27 от 07 июля 2020. Читать номер
Автор:

или Кто и зачем получает «защиту от оценок»

В жизни, говорят, нет случайностей. Через дорогу от нашего дома стоял маленький домик, который все называли «Ласточкино гнездо». Мы ели ранетки в саду этого домика, делали свистульки из акации, которая весной обильно цвела у забора. Здесь прошли детство и юность нашего знаменитого земляка Германа Степановича Титова.

Туристы со всего мира, которые посещали Музей космонавта №2, расположенный в нашем селе, хотели видеть и этот домик, где яблони, посаженные еще отцом космонавта Степаном Павловичем, плодоносят до сих пор. Волею судьбы именно около этого домика я познакомилась с туристами из Германии. Руководителем группы был Гельмут Виммер. Гости были несказанно рады, что в маленьком селе на Алтае они встретили человека, который свободно говорит на немецком языке. (Я провела в Баварии год по программе Au-pair, а гости были коренными баварцами.) Из беседы выяснилось, что они организуют стажировки для учителей немецкого языка из Новосибирска. Мы обменялись электронными адресами. Позже поздравляли друг друга с праздниками, переписывались.

В прошлом году Гельмут предложил мне сопроводить группу из Германии в качестве переводчика в Горный Алтай. Незабываемая неделя общения только на немецком языке, прогулки, экскурсии, сплав по реке Катунь. На прощальном ужине я неожиданно для себя получила подарок – приглашение на стажировку осенью в Нижнюю Баварию. Сказать, что я была счастлива, – не сказать ничего!

В Баварии меня встретила семья Бетц, Альфонс и Мариэле, участники поездки в Горный Алтай. Они живут в маленькой деревушке в 26 км от Ландсхута, главного города Нижней Баварии. Мне предоставили уютную комнату в большом и красивом доме. В первый день были обсуждены все детали стажировки, составлен полный план мероприятий на весь месяц. Я не только посещала школы, после обеда всегда была запланирована культурная программа.

Сначала я побывала в средней и начальной школах в селе Боденкирхен. Занятия здесь начинаются в 8.00 и длятся до 12.50. Учеников доставляет школьный автобус. Что меня пора­зило, сопровождающего нет, только водитель.

Обучение в начальной школе длится 4 года, затем в зависимости от успехов дети получают возможность обучаться в различных типах школ. Кабинеты большие, просторные, в них есть диван и удобные кресла. Дети могут прилечь на диван во время перемены.

В средней школе ребята учатся с 5‑го по 9‑й класс и затем получают рабочие профессии или же продолжают обучение в школе. Особенно понравилось, что иностранцы, которые только приехали в страну и не могут говорить по-немецки, получают так называемую защиту от оценок. Сначала ребенок привыкает к обстановке, учит язык, и только после двух лет его работы начинают оценивать. Первые три урока идут без перемен, почти все предметы ведет один учитель. Затем перемена 20 минут, в это время ребята завтракают. Питаются в основном тем, что приносят с собой из дома: бутерброды, фрукты, сок, сладости.

Далее была неделя в реальном училище (Realschule Vilsbiburg). Здесь обучаются около полутора тысяч ребят с 5‑го по 10‑й класс. Школа принимает участие в проекте «Школа без расизма». Среди учеников есть иностранцы, беженцы. Поэтому детей учат толерантному отношению к сверстникам из других стран.

Удивило, что никто не пользуется смартфоном даже во время перемены. Сложилось впечатление, что их вообще нет в наличии. Но на обратном пути домой в школьном автобусе заметила: все дети уже со смартфонами в руках.

В основном я приходила на уроки немецкого и английского, истории и географии в разных классах. В начале урока рассказывала о Сибири, о школе, в которой работаю, о селе и моем легендарном земляке. Ребята задавали вопросы.

Следующим этапом стажировки стало посещение школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь я уже могла проверять задания, данные учителем, помогать. На уроке находятся учитель и воспитатель. Если ребенок в инвалидном кресле, то с ним присутствует социальный работник. В кабинете одновременно могут заниматься два класса, учитель работает с ребятами по очереди. Почти все предметы ведет один учитель. Урок длится 40 минут.

Учитель объясняет тему, а воспитатель помогает, если кто-то из учеников сталкивается с трудностями. Ребенок не обязан оставаться в кабинете во время урока. Если ему хочется заниматься в коридоре, он может тихо встать и выйти. В коридоре есть стол, стулья. Учитель иногда контролирует ученика. Как только ребенок выполнил задание, он возвращается в кабинет, после проверки может вернуться назад, в коридор. Ребята вели себя спокойно, несмотря на то что у них был новый человек на уроке.

Мне посчастливилось посетить профессиональное училище. Восторгу моему не было предела. Каждая аудитория – это мини-мастерская: комната в отеле, бар, кондитерская, салон красоты, автосервис. Здесь же в больших аудиториях учатся делать кирпичную кладку, замешивать раствор, делать лестничный пролет. Система обучения дуальная: теория и практика в одном помещении. На мой взгляд, отлично отработана система профориентации.

Я побывала на ярмарке профессий. На нее приглашают учеников школ. Крупные фирмы района предлагают пройти у них практику. Они раздают рекламные материалы, беседуют с ребятами, отвечают на их вопросы. Уже здесь ребята заполняют анкеты и позже приходят на практику. Она длится две недели. Можно попробовать себя в разных профессиях и выбрать ту, которая по душе.

Помимо школ я посетила лесной детский сад. Он расположен в лесу, есть маленький пустой домик на случай дождя, сильного ветра или грозы. Под деревьями сделаны лавочки. Ребятишки находятся здесь с 8.00 до 13.00. Все это время они играют на свежем воздухе, кушают то, что принесли из дома. Исследуют лес, проводят экскурсии. Я подумала, что, наверное, не так уж много родителей, желающих отдать своих детей в такой детский сад. Оказалось, я была неправа. Группа набрана быстро, есть очередь.

Послеобеденное время тоже дарило положительные эмоции. Я посетила Кимзее, самое крупное озеро в Баварии, мужской и женский острова. На мужском острове находится роскошная загородная резиденция баварского короля Людвига II. На отделку внутренних помещений было израсходовано 4,5 килограмма золота.

Впечатлил студенческий городок Пассау, расположенный недалеко от границы с Австрией и Чехией. В этом городе происходит слияние трех рек – Дуная, Инна и Ильца. Собор Святого Штефана, в котором расположен самый крупный орган в Европе, оставил неизгладимое впечатление в моей душе.

Столица Баварии Мюнхен – один из самых красивых городов Европы. Будучи студенткой факультета иностранных языков, я много читала о Германии. Особенно впечатляло культурное и историческое наследие Баварии. Разве могла я тогда мечтать о том, что смогу воочию увидеть Фрауэнкирхе, Мариенплатц, Английский сад, старую и новую Пинакотеку?
Мюнхен встретил меня отличной солнечной погодой, два дня я без устали гуляла по улицам города, наслаждаясь великолепными достопримечательностями и смесью баварского диалекта с различными языками мира. У меня была уникальная возможность посетить баварский парламент Ландтаг, присутствовать на заседании, пообщаться с депутатом Рут Мюллер.

Следующая поездка состоялась в городок Браунау, который находится в Австрии. Неизгладимое впечатление в моей душе оставил камень из стены одного из концентрационных лагерей, который установлен у дома, в котором жил Гитлер.

Мы прошлись по старым улочкам, ознакомились с достопримечательностями, выпили по чашечке австрийского кофе с тортом. Ну и, конечно же, много эмоций вызвала поездка в Зальцбург. Крепость Хоэнзальцбург, парк и дворец Мирабель, дом Моцарта. Узкие улочки, дома, построенные в горе. Все это можно увидеть в Зальцбурге.

Венский кофе и кусочек известного австрийского торта «Захер» – все эти моменты навсегда останутся в моем сердце в виде незабываемой истории, которую я называю «Моя баварская сказка». Это путешествие стало для меня действительно сказкой, возможностью увидеть систему образования в другой стране, познакомиться с замечательными людьми, совершенствовать языковые навыки, научиться чему-то новому или просто сравнить и сказать себе: «Я делаю так же» или «Я бы поступила здесь по-другому».

Пока я находилась в Германии, пришла радостная новость – мой ученик Артем Подольский занял 3‑е место во Всероссийском конкурсе «Друзья немецкого языка» и приглашен в Москву. Вернувшись в родную школу, я продолжила преподавать немецкий и английский языки и работать в центре немецкой культуры «Вайценфельд». Я получила колоссальный опыт, который помогает мне в работе.

Ежегодно при поддержке Гете-института в нашей школе совместно с ЭЦТННК «Вайценфельд» проводится краевой фестиваль немецкой культуры. Ученики представляют свои знания немецкого языка в разных номинациях. Фестиваль востребован, на протяжении 7 лет мы подаем заявку на реализацию языкового образовательного проекта и всегда получаем поддержку.

Анна ЗВЕРЕВА, учитель немецкого языка, с. Полковниково, Косихинский район, Алтайский край


Комментарии

Должны ли родители участвовать в разработке календарных планов воспитательной работы?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt