search
main
0

Мост. Диалоги с внучкой

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно…» На стене, в недавно купленной телевизионной панели, шел фильм «Как закалялась сталь». Жена нервно тыкала пальцами в кнопки, пытаясь выключить телевизор.

– Что ты сделал с пультом? Не надоела комсомольская пропаганда?!- Заблокировал, чтобы Ева посмотрела фильм…В это время в комнату вошла внучка Ева.- Не собираюсь я смотреть! В школе уже давно про Островского не вспоминают, у нас сейчас «Маленький принц» и Гермиона в моде.Ну да… Я представил себя пишущим сочинение: «Образ капитана Бернардито в романе опального Штильмарка «Наследник из Калькутты».- Дед хочет рассказать тебе, как в грязь и снег укладывали узкоколейку, – иронично заметила жена. – Нашел чем удивить.Но Ева неожиданно обняла меня и чмокнула в нос.- Дед, выдай синопсис, чтобы я имела представление, о чем вы шумите, – внучка посмотрела так, что отказать было невозможно.Я не был готов к тесту на знание знаменитого советского произведения и, помявшись, стал бубнить, что книга Николая Островского выходила миллионными тиражами и была переведена на сотню языков… Ева прервала меня, заявив, что я говорю длинно и скучно, а ей «в гимназуху» пора.Удовлетворяя собственное любопытство, я полистал свои старые записи, энциклопедию и, чего греха таить, Интернет с его противоречивыми «википедиями».- Дед, по слухам, ты был хулиганистым, не верю, что ты прочел скучную «Как закалялась сталь», – через день огорошила меня внучка.- Поначалу не хотел, потом вчитался, – ответил я и задумался.Мне вспомнилось, как я был активным комсомольцем, как руководил комсомольской организацией Крайводхоза, которая иногда занимала первые места в Карасунском районе Краснодара…- Ты лучше про роман расскажи, – выключила звук телевизора внучка. – Что тебя в нем тряхнуло?А ведь Ева права! Меня в детстве потрясла эта книга. Мне понравился Павка, разбитной парень из рабочей среды, который махры насыпал в тесто попу, потом освободил арестованного революционера Жухрая. Хулиган вроде меня. И никакой он не фанат-комсомолец, даже любовь у него была. И не одна, а две! Романтическая – к Тоне Тумановой и революционная – к Рите Устинович. Когда я сказал об этом внучке, та вопросительно отметила:- Так он еще и бабник?Я не ответил, только погладил ее мягкие и пушистые волосы и стал рассказывать, как город Киев замерзал, потому что не хватало дров. Тогда главным транспортом были подводы с лошадьми, много на них не увезешь. Большевики решили строить железную дорогу, комсомольцы почин подхватили, и в нечеловеческих условиях несколько сотен комсомольцев построили узкоколейку. Только один человек, специалист из царской России, умел строить железные дороги. Ему было за пятьдесят, но он переносил лишения наряду с комсомольцами. Город получил дрова, жители не вымерзли.В глазах Евы промелькнуло недоверие.- Читала в Википедии, что эта стройка – выдумка. Следов узкоколейки найти не удалось, а теперь эта легенда вообще никому не нужна.- Иногда легенды помогают в реальной жизни, – попытался возразить я. – Геракл жил или нет, а мифы учат…- Начинается воспитание?! Ты рассказывай по теме, а не рассуждай про греческую демократию, – в глазах Евы искрилась ирония.Как преодолеть ее недоверчивость? Вспомнилась великая стройка моей юности – Байкало-Амурская магистраль, возводить которую отправились комсомольцы ХVII съезда ВЛКСМ в 1973году. Как рассказать ей о реальных героях нашего времени, где найти слова, которые могут тронуть сердце современного ребенка, познающего мир через монитор компьютера и телевизора?Но тут, словно в ответ на мой вопрос, на телепанели высветилась кабина оранжевого КамАЗа, в которой сидели Президент России и два пассажира.- А вот и продолжение узкоколейки, которой нет! – встрепенулся я. – Включи звук.Тот, что постарше, сидевший рядом с Путиным, произнес: «Мы работали не за заработок, а за совесть…»И диктор представил этого человека: «Александр Островский, начальник строительства Крымского «СГМ-мост».Я не сразу понял, что на экране показывают открытие Крымского моста. Значит, прямая дорога в Крым построена?!- А вот и Островский пожаловал! – сказал я внучке, пораженный необычайным совпадением, но следующая мысль была: «Не совпадение – это связь времен».- Дед, комсомола давно нет, а мост строили за бабки, зачем усложнять жизнь? – не сдавалась внучка.- Не все измеряется деньгами, – вдруг вмешалась жена. – Тебе же сказали, мост в Крым строился под руководством Островского!Почувствовав поддержку жены, я воспрял духом и стал с энтузиазмом, хотя и сумбурно, рассказывать Еве, как еще в XIX веке британское правительство хотело проложить железную дорогу: из Англии в свою колонию Индию через Крым и Керченский пролив. Но до реализации проекта дело не дошло, потому что возникли проблемы с финансированием.- Ты представь! – вдохновенно продолжил я. – Англичане, которые хотели первыми возвести Крымский мост, узнали, что Россия решила его строить, и Уильям Гла́дстон, премьер Великобритании, в том золотом веке говорит: «У России не хватит денег, мы, самая богатая колониальная империя, и то отказались от этого. Я уверен, России не по силам построить мост на полуостров Крым».Ева слушала, удивленно хлопая длинными ресницами…- Дед, наверное, ты прав: «Как закалялась сталь» – классная книга, вернемся домой, прочту. В Интернете прочитала, что еще в советские времена наши спецы ездили в Китай и узнали, что там очень любят Павку Корчагина! Китайцы говорили: «Нам бы хоть одного такого героя, мы бы горы свернули!»- Судя по китайским скоростным поездам, в корчагинцах у них давно дефицита нет, а горы можно и не трогать, – заключил я.Нет смысла описывать дорогу, которая, несмотря на начало июня, была густо заполнена автомобилями из других регионов, о чем свидетельствовали регистрационные номера. Наступил долгожданный момент, под колесами шуршало покрытие уникального сооружения, а море плескалось слева и справа.Припомнилось, как в круизе по Средиземному морю я почувствовал, что такое небесно-морское пространство. Рано утром поднялся на верхнюю палубу и задохнулся от бескрайнего, космического простора моря и неба. Я попытался пробраться на нос теплохода, припомнив кадры из «Титаника». Мне это удалось, но состояния полета не испытал, наоборот, появилось жуткое желание прыгнуть в воду и оказаться в океане, как Мартин Иден! Нет, это не для меня! Я закрыл глаза, чтобы не видеть притягательный изумрудно-голубой простор, манящий непостижимой тайной пространства, в котором исчезает время.Здесь, на мосту, переживалось совершенно другое состояние. Машина равномерно катилась со скоростью 90км в час, шелестя шинами, а голубое пространство воды и неба было разрезано на две части. Справа и слева в солнечных лучах белыми барашками расстилалось море, а в лобовом стекле серый асфальт с прерывистой разделительной линией исчезал под капотом. Белые ограждения по обе стороны моста мелькали столбиками, соединяясь впереди с судоходной аркой. Магистраль, разрезающая водно-небесное пространство, – вот чего на теплоходе не хватало, чтобы почувствовать себя уверенно стоящим на земле. Я за рулем, в потоке, впереди машина с московскими номерами, и становится ясно: я на земле, я не один, я часть туристического братства, которое несется в Крым, вдыхая влажный морской воздух. Рядом сидит внучка, глаза ее широко открыты, она молчит, завороженная открывшимся перед ней простором.Постигая чудо рукотворного моста, понимал: по такому длинному путепроводу над водой мне рулить не приходилось. Прошло еще каких-то десять минут, машина выскочила на берег. Направо – Керчь, прямо – Севастополь. Говорить не хотелось. Я повернул на Керчь – город боевой славы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте