Предмет “Москвоведение” достаточно новый, ему только 4 года. Но вниманием издателей он не обделен – на сегодня существует около 100 учебников, рабочих тетрадей, атласов и хрестоматий. Количество велико, а вот качество оставляет желать лучшего. Не редкость, когда одна и та же информация предлагается первому и пятому классу, притом излагается одним и тем же языком. Зачастую в учебниках по “Москвоведению” отсутствует всякая синхронизация с другими школьными предметами. Например, до 5-го класса ученики историю не проходят, а во многих учебниках по Москве для 3-го класса есть и даты, и вес Царь-колокола – то есть те сведения, которые психологи не считают нужным сообщать в таком раннем возрасте.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, Московский комитет образования, Мосгорархив и АО “Московский учебник” решили создать издательский центр “Москвоведение”. В результате сегодня мы имеем новый интегрированный учебник по этому предмету. Книга рассказывает о Москве с различных точек зрения. Это и культура, и история, и литература, и география, и архитектура, и экология. Основная цель – чтобы ребенок как можно больше и полнее узнал о городе, где он живет. Учебник для второго класса называется “Москва – наш город”. Он приглашает маленьких москвичей в путешествие по современной столице, говорит о том, как появилась Москва, знакомит с ее жителями, памятниками, улицами, театрами, музеями, транспортом и природой. В учебниках со второго по четвертый класс – только рисованные иллюстрации со множеством мелких деталей, которые хочется долго рассматривать и изучать. После каждого параграфа – вопросы. Часто они ориентированы на обратную связь: “Спроси у родителей, когда и как твоя семья появилась в Москве. Если бы тебе пришлось рисовать герб и флаг твоей семьи, какими бы они были?”
Познавателен не только для детей, но и для взрослого поколения раздел “Интересная информация”. Например, такая: “Почему никогда не звонил Царь-колокол?” И дальше сразу вопрос на эрудицию: “Какие загадки о колоколах ты знаешь?”
Для третьего класса учебник построен как путешествие в прошлое Москвы. В основе – разговор о повседневной жизни обитателей столицы. Здесь появляются исторические личности. Но пока немного и только самые известные – Петр I, Юрий Долгорукий. Из этого курса ребята узнают, что было в доме у москвича XVII века, какие тогда существовали праздники, забавы, как учились, отдыхали, что готовили. Здесь идет подготовка школьников к изучению истории, но опять-таки со скидкой на возраст. Авторы считают, что десятилетний ребенок должен учиться на положительных примерах, поэтому вся информация немного приглажена и приукрашена. Названия глав сформулированы таким образом, что их тут же хочется прочесть: “Как у Москвы появился день рождения?”, “Как москвичи боролись с пожарами?”. Что находилось в московском доме, какой была мебель, из какой посуды ели – все это объяснено наглядно и доступно.
Книга для 4-го класса называется “О чем рассказали названия московских улиц”. Здесь разговор пойдет о топонимии, об уникальном строении города. Тут уже присутствуют первые исторические события, но без дат. Идет разговор о памятниках – тех, с которыми ребенок встречается каждый день (улица Никольская, площадь Гагарина). Вопросы к школьникам требуют от них творческого подхода: “Попробуй найти самое-самое в твоем районе” (самую большую, маленькую, длинную, короткую, красивую, извилистую улицу или площадь) или “Какая улица твоего микрорайона, выходя за границу Москвы, становится дорогой? Куда эта дорога ведет?”
5-й класс – взгляд на Москву с двух точек зрения: Москва – столица огромного государства, один из самых крупных городов мира, признанный во всем мире центр промышленности, науки, образования и культуры, и Москва – наш любимый город со всеми его достоинствами и проблемами. Здесь идет разговор о городском хозяйстве. Присутствует так называемое “Обыденное москвоведение” – то, как живет Москва сегодня, где работает, как отдыхает, на чем ездит, где учится. Повторяется материал второго класса, но на другом, более глубоком уровне.
Наверняка ребят заинтересует глава “Город в городе”. Здесь авторы рассказывают о больших московских территориях, которые по площади вполне сравнимы с городом. Это прежде всего “города труда” – крупнейшие заводы “Серп и молот”, “Динамо”, авиационный, ЗИЛ. Другие своеобразные города – это ВВЦ, МГУ. Задание к этой главе тоже оригинально: “Расскажи об одном из “городов в городе”, о котором не упомянуто в тексте. (Например, о спортивном городе “Лужники” или медицинском городе “Боткинская больница”).
В учебнике для 6-го класса говорится о культуре Москвы. Здесь рассматривается тот период истории нашего государства, который ученики изучают на уроках истории. Такой подход помогает детям убедиться, насколько история России связана с историей Москвы. Почему небольшой городок не только пережил многочисленные разорения и пожары, но и стал столицей могущественного государства? Как выглядела Москва в средние века, как развивалась?
Необычны вопросы после изученного материала. Здесь уже не только нужно запомнить название или дату, но важно и умение разбираться, ориентироваться в ситуации: “Какие слова и почему вы выберете для характеристики Ивана Калиты: жадный, умный, расчетливый, добрый, хитрый, дальновидный, щедрый, совестливый, безжалостный?” или “Как вы думаете, была ли нужна Москве Куликовская битва, во время которой погибло множество воинов, ведь все равно иго продолжалось еще сто лет?”
В 7-м классе – продолжение рассказа о Москве в контексте истории России XVII-XVIII веков. Кроме серьезной и достаточно привычной информации, в этих учебниках очень много необычного, любопытного. Например, знаете ли вы, что “Вшивый рынок” – это первая московская парикмахерская, которая находилась прямо около собора Василия Блаженного? И разве можно пройти мимо главки “Выбор царской невесты” или “Какова она, московская красавица?..”
Ольга СТАРОВЕРОВА
Комментарии