16 ноября 2007 года в Париже мэр Москвы Юрий Лужков и генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура подписали Меморандум о сотрудничестве, который определил базовые направления долговременного взаимодействия между ЮНЕСКО и Москвой. Меморандум предусматривает реализацию совместных программ, соответствующих приоритетным инициативам ЮНЕСКО и направленных на развитие и распространение накопленного в Москве опыта концептуальной практической работы в этих областях.
Ведущим направлением совместной работы Москвы и ЮНЕСКО в рамках Меморандума стало совершенствование социальной сферы, особенно сферы образования. В связи с этим одновременно с Меморандумом было подписано Соглашение между Департаментом образования и ЮНЕСКО о совместном пилотном проекте в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы».
Проект рассчитан на пять лет начиная с 2008 года и ставит перед московской системой образования и ее партнерами такие основные задачи:
* обеспечить доступность всего комплекса воспитания и образования детей младшего возраста, уделяя особое внимание группам населения с различным социальным статусом и учету их культурного многообразия и языковых потребностей;
* обеспечить высокое качество комплексных услуг в этой сфере, охватывающих основные потребности детей младшего возраста, включая дошкольное образование, социально-психологическое сопровождение, охрану здоровья и качественное питание;
* обеспечить благосостояние и всестороннее развитие детей в возрасте от 0 до 6 лет.
Основание для заключения такого соглашения – международная значимость проводимой комплексной и во многом инновационной работы московской системы по поддержке раннего развития детей, дошкольного воспитания и образования. В настоящее время в Москве насчитывается около 2000 государственных учреждений дошкольного образования. Работа в этой области охватывает практически все ее современные содержательные, методологические и организационные аспекты и соответствует формируемым ЮНЕСКО базовым положениям об исключительной важности усилий по раннему воспитанию и образованию детей для устойчивого социально-культурного и экономического развития современного общества. При этом особое внимание обращается на расширение возможностей доступа к дошкольному воспитанию и образованию, повышению его качества, взаимодействию с семейным воспитанием, обеспечению здоровьесберегающей среды, оптимизации физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Совместный с ЮНЕСКО проект предусматривает системную работу различных служб городской социальной сферы по разработке, апробации и реализации медико-воспитательных методик, направленных на поддержку всего естественного цикла раннего развития, воспитания и образования детей от 0 до 6 лет, как это предусматривает глобальная программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Существенно, что в рамках такой работы речь идет и о поддержке женщин в период их подготовки к материнству, а затем на самых ранних периодах развития и воспитания ребенка.
К числу приоритетных направлений проекта в области воспитательной работы относятся воспитание у детей начального чувства патриотизма, сопричастности к русской и мировой культуре, осуществление целенаправленного экологического воспитания дошкольников. В столице активно развивается поликультурный подход к воспитанию и образованию, направленный на формирование у детей установок толерантности, межкультурной коммуникации и межнационального согласия. Большое значение придается эстетическому и художественному развитию дошкольников, психолого-педагогическому сопровождению воспитания детей в образовательном учреждении и в семье.
Комментарии