search
Топ 10

Москва – Якутия: и в условиях вечной мерзлоты сердца педагогов остаются горячими

С 5 по 8 сентября 2006 года делегация Центрального окружного управления образования Москвы приняла участие в выездном совещании руководителей образования Якутска. В течение трех дней руководители образовательных учреждений двух столиц совместно обсуждали проблемы современного образования и пути их решения.

Московскую делегацию хлебом-солью встретили в аэропорту «Туймаада» юноши и девушки в национальных костюмах. Выездное сентябрьское совещание, проходившее на теплоходе «Михаил Светлов», открыли начальник Управления образования Якутска Евдокия Евсикова и начальник Центрального окружного управления образования Департамента образования Москвы Вера Лопатина. Начальники управлений обменялись накопленным опытом и планами развития систем образования Якутска и Москвы. Большой интерес у участников совещания вызвали дискуссионные площадки и «круглые столы», организованные по темам: «Обновление содержания образования на основе поиска и поддержки реализации школьных инициатив, идей, проектов», «Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в культурном пространстве города», «Какой руководитель нужен реформе?». Насыщенный день завершился незабываемым вечером: гостей ждали неожиданные конкурсы, приятные сюрпризы и творческие выступления директоров школ Якутска. В неформальной обстановке все смогли в полной мере ощутить атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. На следующий день теплоход причалил к пристани национального природного парка «Ленские столбы» – уникальному месту, настоящей жемчужине бассейна Лены. Делегацию встречал хранитель этой земли – якутский шаман. Под звуки варгана, национального инструмента, отгоняющего злых духов, все поднялись на обзорную площадку, где открылся замечательный вид. Широкая река, бескрайний простор нетронутой земли завораживали. Всем хотелось просто смотреть и молчать. После посещения «Ленских столбов» состоялась пресс-конференция московской делегации по проблемам развития системы образования в условиях реализации приоритетных национальных проектов. Итоги совещания подводила Евдокия Евсикова, а московскую делегацию уже ждали в Министерстве образования Республики Саха (Якутия) и образовательных учреждениях Якутска. Посланцы ЦАО встретились с министром образования Республики Саха (Якутия) Феодосией Габышевой, побывали в школах №№33 имени Л.Л.Колосковой, 26, 31, в Якутском городском лицее, в детских садах №№ 33 «Туллукчаан» и 10 «Теремок», в Якутской городской национальной гимназии.

Москвичи покидали гостеприимную якутскую землю с древним загадочным именем Олонхо, навсегда оставляя в суровом крае частичку своей души, а в сердце – надежду на новые встречи и плодотворное сотрудничество с открытыми и жизнерадостными людьми.

На протяжении последних пяти лет у нас идет серьезное сотрудничество с Якутском, и очень важно, что мы ведем его не самостоятельно, а в рамках того сотрудничества, которое ведет префектура ЦАО. Ежегодно с Управлением образования Якутска мы составляем план работы и намечаем, что мы будем делать вместе. У нас уже есть такая практика, когда Саха (Якутия) четко знает: в Центральном округе тогда-то обязательно будет такое-то мероприятие. Например, в ноябре у нас будет интеллектуальная игра «Нить времен», которую мы проводим уже десять лет подряд, и в двух-трех играх принимали участие ребята из Якутии. У нас есть совершенно замечательный праздник – фестиваль детских искусств, и в нем тоже участвуют ребята из Якутии. Они выступают, показывают свое искусство (безумно красивое!) в красивых костюмах – у нас, хоть и живем в Москве, костюмы все-таки победнее. Интересно, что оплачивает все поездки республика. И прежний, и нынешний президенты Саха (Якутии) исповедуют в отношении детей совершенно замечательную идеологию – не жалеть денег на то, чтобы дети выезжали. Они ездят по всему миру чаще, чем официально, как мне кажется, организованные москвичи. Это стажировки, это участие в олимпиадах (если в Китае проходит математическая олимпиада, ребята из Саха там обязательно участвуют, если она идет в Хельсинки, ребята из Саха едут туда). Это позволяет поддерживать уровень – если заглянете в интернет, то Саха (Якутия) делает много шагов по поддержке детей, мотивированных на обучение. Много средств республика тратит на дополнительное образование, на то, чтобы дети представляли его на различных фестивалях, конкурсах и так далее. Это же касается и педагогов, потому что в разговоре с учителями, директорами выясняется, что они часто выезжают на краткосрочные зарубежные стажировки. Однако Москва – основной партнер якутской системы образования, в прошлом году мы проводили защиту своей программы «Столичное образование-4», к нам приезжала делегация из Якутии в количестве 20 руководителей, которые посетили наши школы, посмотрели нашу программу, и мне было очень приятно видеть, что наше сотрудничество дает благотворные результаты, что оно очень мотивирует, потому что мы понимаем: столичное образование должно не догонять, а делать опережающие вещи. Общение с такой далекой республикой показывает, что талантливые люди есть везде, что дети, которые хотят учиться, тоже есть везде. Поэтому образование может не зависеть ни от количества компьютеров, ни от величины класса, ни от количества детей, сидящих в классе. Оно может зависеть только от профессионализма учителя и от желания учащегося идти учиться. В Якутии ты это очень хорошо понимаешь, поскольку основная масса школ Якутска похожа на детские ульи. Если школа рассчитана на 800 человек, в ней может обучаться в две смены и 2000, и 2200 учеников. Но учителя работают, не думая о том, как должно быть, потому что такие условия в городе, потому что дети идут в школу и хотят учиться. Сегодня абсолютно понятно, что количество одаренных людей, количество людей, способных учить и учиться, не прямо пропорционально созданным условиям. Природа берет свое!

В прошлом году у нас было спецзадание от Якутии: мы принимали у себя руководителей дошкольных учреждений, потому что, наверное, как и в других регионах России, не так часто об этом говорят, и мы делали специальный семинар для своих гостей-коллег. Когда мы в этот раз ехали в Якутию, то получили от коллег заказ. Якутия хотела, чтобы мы привезли руководителей (был перечень тех, кого хотели видеть), и в этом списке были руководители тех дошкольных учреждений, которые они видели в Москве или о которых читали. Дело в том, что все материалы, которые издаются в Саха (Якутии), получаем мы, а то, что издаем мы, получают в Якутске. Коллеги знают каждый наш сборник, каждый наш буклет, если они находят что-то интересное, то заказывают: хотят пригласить того-то и того-то, сделать то-то и то-то или, наоборот, хотят посмотреть что-то на территории округа.

Когда мы в этот раз приехали в Якутск, первое ощущение было, что попали в город контрастов, когда тебя, с одной стороны, окружают дома-бараки, которым лет сто, а с другой стороны, возвышаются прекрасные дома из стекла и бетона, которые ничем не отличаются от домов, построенных в Москве. Например, мы жили в гостинице, похожей на Московский международный дом музыки. Но мы видели и школы, которые находятся в деревянных зданиях, где удобства во дворе, а рядом с ними школы-новостройки, которые выглядят просто потрясающе. Все дома стоят на сваях, ведь тут вечная мерзлота. При этом ты понимаешь, насколько далеко распространяются сегодня проблемы, связанные с нашим ростом. В Саха видно, что нам всем предстоит жить в своей экономике и мириться с тем, что у одних школы старые, у других – новые, там тоже директора плачут, как в Москве, когда они остаются в старых школах. Когда мы в начале сентября приходим в очередную школу-новостройку на совещание, я вижу слезы на глазах директоров, у которых школы построены в начале прошлого века, и их не будут сносить или снесут позже. Мы летели за девять тысяч километров, чтобы увидеть все то же самое.

После прилета в Якутск мы плыли с коллегами на теплоходе «Михаил Светлов», том самом, на котором снимался фильм «Бриллиантовая рука». Это большой корабль, с замечательными условиями, с хорошей материальной базой, и мы плыли на нем по чудесной великой реке Лене. Она такова, что плывешь и не понимаешь, где начало реки, где конец, где один берег, где другой, потому что у нее постоянные разливы, нам сказали, что самая широкая ее часть – 41 километр. Впечатления нашей делегации были сразу потрясающими, потому что мы представляли: река, стоят деревья, мы не сразу поняли, что вокруг тундра и все маленькие деревца на берегах растут в условиях вечной мерзлоты.

На корабле проходили все мероприятия. Вначале было большое пленарное заседание, на котором мы представили свои проблемы, связанные с началом нового учебного года, с тем, как мы думаем работать в наступающем учебном году. Фактически мы начали свое выступление с того, что познакомили якутских коллег с тем, как в этом году прошел наш августовский педсовет, рассказали, что через интерактивные формы работы в нем участвовала практически вся Москва, а затем о том, какие цели и задачи поставило наше управление образования перед руководителями учебных заведений ЦАО. Кроме того, мы, естественно, привезли много литературы. Якутские коллеги с благодарностью одели фирменные футболки ЦАО, и я поняла, что это акт нашей дружбы, потому что нарядные женщины на корабле захотели и не побоялись одеть наши футболки.

Затем была презентация опыта Якутска, и мы определяли, как будем работать на семинаре: в группах, по группам, на «круглых столах». Руководители были разбиты на группы, на «круглых столах» наши директора школ сделали свои презентации.

Я была удивлена, что наибольший интерес вызвал «круглый стол» на тему: «Какой руководитель нужен реформе?». Мне казалось, что это немного избитая тема, мы обсуждали ее в 1993-м, в 1995-м, в 1996 году, когда позиция руководителя стояла на уровне требований: «Мы должны это получить!», «Кто-то должен для нас сделать…». Но в результате я пришла к выводу, что мы обязательно такой «круглый стол» проведем в нашем Центральном округе. Эта тема, которую мы если и трогали, то уже очень давно, ведь, кажется, всем давно понятно, что такое современный руководитель. Но сегодня другие экономические условия, мы перешли на нормативное финансирование, улучшилась в целом материальная база учебных заведений. То есть теперь былая ситуация перевернулась, и нужно обсуждать, а что же делает сегодня руководитель школы, как он эффективно возвращает полученное. Если мы не будем ставить эти вопросы перед школой, которая ничего не получила, то на территории ЦАО, как минимум, есть 50-60 школ, которые прошли реконструкцию, капитальный ремонт и находятся в более чем благополучном состоянии, и нужно у них спросить: адекватно ли руководители и все педагогические коллективы отвечают своими действиями на это. Собственно говоря, мы на эту тему и говорили. Основным докладчиком была Марина Евгеньевна Логачева – директор нашего лицея №1548, который стал победителем конкурса инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование».

«Круглый стол» имел продолжение во все три дня, потому что в ходе дискуссии людьми, которые до конца и не было знакомы, были подняты такие важные вопросы деятельности руководителя, когда, с одной стороны, руководитель – хороший человек, с другой стороны, – хороший педагог, с третьей стороны, – хороший управленец, хорошо управляет своей школой. Но что за проблемы возникают у этого руководителя, какие такие качества у него должны быть, которые до сих пор, скажем так, не были востребованы? Сегодня максимально востребованы менеджерские качества, потому что директору необходимо обеспечить и наполняемость школы, и приезд детей в школу из разных микрорайонов, и переход на нормативное финансирование. Он сталкивается с появлением совершенно другой категории родителей, потому что с каждым годом мы получаем все новых и новых родителей, и те родители, которые сегодня пришли в класс, совершенно другие люди, нежели те, что приходили до этого 6-7 лет назад. Все это мы и обсуждали за «круглым столом».

По сравнению с Москвой педагогические коллективы Саха (Якутии) отличаются огромной работоспособностью (все они работают с огромным количеством детей) и привычкой тихо и спокойно делать свое дело. Я считаю, что этому нужно поучиться, потому что сегодня не вижу разницы между классом КРО, где 12 человек, классом в 40 человек, который сидит в английской школе. Кто дает выше результат: тот, кто работает с классом в 12 человек, или тот, кто работает с классом в 40 человек? Школа с углубленным изучением предметов или школа, обучающая детей с тяжелейшими недостатками умственного развития, которая вытягивает этих детей, ставя их в один ряд с обычными, настолько, что они получают профессию? Где эта разница? В Якутии было хорошо видно, что количество свободных рабочих мест, которые есть в Москве, создает особую атмосферу, когда человек меньше дорожит своей профессией, своим учительским статусом и может уйти в любое другое место, заработать большие деньги.

О заработной плате мы все выяснили в течение двух часов вместе с Профсоюзом работников народного образования и науки, с мэром Якутска, министром образования Якутии: в Якутске и в Москве она практически одинаковая, в Якутии есть свои доплаты, у нас – свои, а в результате мы выходим на одни и те же рубежи зарплаты при всем том, что в принципе уровень цен, который мы увидели в Якутии, где нет железной дороги и все привозят самолетами, примерно такой же, что и в Москве.

Следующие проблемы, которые нас очень волновали, были проблемы нормативного финансирования. Мы долго их обсуждали, а потом снова и снова к ним возвращались. Тот опыт, который мы сегодня приобретаем, поистине уникален и бесценен. Мы не стеснялись делиться этим опытом, и для Якутска, который сейчас стоит на пороге перехода к нормативному финансированию, было много удивительного в наших рассказах. Например, когда мы стали обсуждать, что есть бюджет округа и в этом бюджете школы, в которых осталось 300 человек или 1300 человек и у них совершенно разные деньги, что у нас есть определенный переходный период к нормативному финансированию и понимание, где каждая школа находится. Половина наших школ в округе находится в районах снесения пятиэтажек, и через два-три года они будут забиты детьми из домов-новостроек, возведенных на месте пятиэтажек. Но сегодня им нужно выжить.

Как мы выходим из этой ситуации, я предложила рассказать руководителям учебных заведений, которые входили в нашу делегацию. Велико же было удивление якутских коллег, когда наши директора рассказали, как они добровольно отказались от части своих денег в пользу школ с малой численностью, которые иначе в переходный период не выживут. Одна из директоров сказала, что она отказалась от четырех миллионов, и это был шок для наших коллег. В этот момент я гордилась своими директорами, которые сказали: «А как же быть?», хотя еще недавно они мне говорили другое. Но мы все вместе строим гражданское общество, и если мы, педагоги, понимаем, что происходит и что необходимо сделать в ситуации переходного периода, все происходит менее болезненно. Обсуждая эту тему, мы разобрались с якутскими коллегами, какие бывают нормативы, и этот же вопрос мы обсуждали и на приеме у министра образования республики. Одно дело – в каком положении находимся мы в Москве, другое дело – в каком положении находятся якутские улусы. Понятно, что нормативное финансирование должно будет в своем развитии, наверное, иметь несколько разных временных зон, и мне кажется, что опыт, который мы имеем, в то же время полезен и значим для Саха (Якутии), которая сегодня занимается разработкой нормативов.

После ужина «круглые столы» продолжали работу самостоятельно: люди собирались в каютах, в разных помещениях и работали до полчетвертого утра. Это было так естественно, что никого не удивляло. Пресс-конференция на теплоходе шла около трех часов. Журналистов с нами не было, мы задавали друг другу вопросы и на них отвечали. Вопросов было много у москвичей к якутским коллегам и у якутских коллег к москвичам. Все мы пытались ответить на вопрос: что самое главное, что может очень быстро поднять качество образования. Изначально мы договорились не трогать материальную базу, потому что у одних она есть или будет, у других с этим большие трудности. Долго перебирали все, но потом пришли к выводу: нужно изменение работы с учителем на уровне педагогического вуза и на уровне школы. Даже если учитель сегодня к чему-то не готов изначально, но он хочет работать в школе, он вынужден будет делать что-то, дотягиваясь до какого-то определенного уровня. Именно поэтому я считаю главной задачей методического центра возвращение к внутришкольному контролю, к системе анализа и внутришкольного мониторинга. Почему мы все время проводим мониторинг среди детей? Давайте будем проводить его и среди учителей, прослеживая одновременно движение учителя и движение ребенка. Ребенка – по пути к знаниям, учителя – по пути к повышению качества своей работы.

Представим крайнюю ситуацию: в классе нет ничего – стол и стул. Что может сразу изменить образование? Работа с учителем. На меня произвели впечатление те руководители, с которыми мы встретились в Якутске. Они очень уверены в себе, свободны, раскрепощены, любознательны, задают много интересных и серьезных вопросов, но у меня сложилось такое впечатление, что, задавая вопросы, они еще спрашивали и себя: «Что я сам сделал в этом плане?». Уровень уверенности в себе якутских педагогов стал для меня открытием. Возможно, это связано с тем, что они живут в отдаленном регионе и таким образом «защищаются» от тех больших городов, которые, как им кажется, собираются на них наступать или постоянно демонстрируют свое превосходство. Или есть что-то другое, иногда связанное с неприятием столицы. Но мы все вместе очень быстро разобрались в этой ситуации, и мне было очень приятно, что наша делегация получила высокие оценки того, как нарядно все выглядели (а как иначе, ведь встреча с коллегами была для нас истинным праздником), какой опыт мы представляли, как мы эрудированны.

Мы посещали школы, детские сады, нас удивили якутские дети, мы их видели и раньше в Москве, но теперь еще раз поняли, насколько они талантливы. Меня потрясло, что уже после подведения итогов посещения якутских учебных заведений и приема у мэра Якутска многие члены нашей делегации вернулись в те учреждения, где побывали днем, или в те, что не успели посетить. Дошкольники вообще вернулись в 11 вечера из своих детских садов.

После семичасового перелета в Москву мы пришли к выводу, что в нашем городе очень многое сделано для того, чтобы качество образования детей повышалось через учительский человеческий фактор. Просто обидно порой, что у нас еще приходится кого-то уговаривать и рассказывать, что нужно работать качественно. Человек пришел в систему образования, он захотел работать с детьми, и тут нужно понимание зарплаты и ее зависимость от качества труда. Жить в рыночной экономике и постоянно находиться в состоянии коммунистического распределения при оплате труда учителя невозможно. Но если не начинать повышать требования, ничего не изменится.

В декабре к нам приедут гости из Якутии, и мы вместе отметим годовщину битвы под Москвой. А в апреле 2007 года мы будем принимать делегацию в составе тех педагогов, с которыми мы встречались в Якутске. На теплоходе мы наметили программу их пребывания в Москве

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту