search
Топ 10

Москва – Вологда: дружба и сотрудничество

Московское образование имеет богатую историю. Оно авторитетно для всех регионов России, поскольку стало эталоном качества, новаторства и творчества. От московских педагогических коллективов постоянно исходят импульсы инновационной деятельности, поиска более эффективных педагогических технологий. Москва показывает образцы научного подхода в управлении столичным образованием, всеми его подсистемами и образовательными учреждениями. Москвичи щедро делятся своим опытом с педагогами всей страны, в том числе и с вологжанами.

У вологодских школ, детских домов существует многолетний стаж делового сотрудничества с московскими коллегами. Неоценимую помощь получает Вологодский институт развития образования от московских педагогов и руководителей образовательных учреждений, исследователей-практиков, авторов учебников и учебных программ в организации повышения квалификации педагогов области. Москвичи – частые гости ВИРО, их лекции, семинары популярны и пользуются повышенным спросом вологодских педагогов.

Переломным моментом в сотрудничестве с московским образованием для нас стал август 1999 года. Тогда мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков и руководитель столичного Департамента образования Любовь Петровна Кезина в Великом Устюге в торжественной обстановке открыли гимназию, построенную московскими строителями на средства правительства Москвы. При передаче нам столь щедрого дара присутствовали представители педагогической общественности всех городов и районов Вологодской области. В здании новостройки 25 августа 1999 года впервые был подписан Протокол о сотрудничестве между департаментами образования Москвы и Вологодской области. Вологжане получили благоприятные возможности для взаимного сотрудничества.

По рекомендации Любови Кезиной наш департамент установил деловые связи с Управлением образования Восточного округа, а Управление образования Великого Устюга – родины Деда Мороза – с коллегами Юго-Западного округа.

Сегодня в орбиту взаимного делового общения втянуто более 30 учреждений Вологодчины и около 40 учреждений образования Москвы.

Сотрудничество с московским образованием, безусловно, обогащает региональные образовательные системы. Нередко, прежде чем апробировать некоторые из проектов, предлагаемые Министерством образования и науки РФ, мы смотрим на реакцию Москвы. Для нас порой немаловажно, каким образом столичное образование применяет на практике те или иные нововведения. Не скрою, что мы пристально наблюдали за отношением столичного образования к единому государственному экзамену (ЕГЭ), профильному обучению, регионализации содержания образования, процедуре аттестации образовательных учреждений.

У моих коллег в области возникло немало вопросов с организацией профильного образования. По нашей просьбе Восточный округ и начальник окружного управления образования Виктор Михайлович Кругляков в рамках Дней Москвы в Вологодской области в сентябре 2004 года организовали для нас «круглый стол» по проблемам профильного обучения. В Вологду была направлена делегация замечательных профессионалов во главе с тогдашним заместителем начальника управления округа Наталией Сергеевной Алексаниной. Среди них были директор гимназии №1530 Евгения Викторовна Кузнецова, директор средней общеобразовательной школы с углубленным изучением экономики №1301 Игорь Анатольевич Фастовский, заместитель директора гимназии №1516 Ксения Валентиновна Кротова, директор центра образования «Юниор» Виктор Леонидович Поляков, ведущий специалист Управления образования Восточного округа Янина Сергеевна Узерцова. Мы получили ответы на многие актуальные вопросы. Для нас особенно полезным оказался опыт москвичей по взаимодействию учреждений образования в рамках сетевой организации профильного обучения, методической службы, учреждений дополнительного образования в условиях профильного обучения, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров, разработке элективных курсов. Интересными оказались подходы столичных коллег к работе с одаренными детьми.

Во время визита делегации работников образования Восточного округа мы договорились о продолжении начатого диалога и по другим проблемам.

Через год в Дни Вологодской области в Москве в Восточном округе был проведен «круглый стол» на тему «Регионализация содержания образования: проблемы, поиски, находки». В работе «круглого стола» приняли участие директор Института содержания и методов обучения РАО, действительный член РАО, профессор М.Рыжаков, а также советник Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального Собрания РФ д.п.н. профессор С.Шишов.

На этот раз не только москвичи делились опытом введения курса «Москвоведение», но и вологжане. Состоялся интересный и полезный для обеих сторон диалог. Его участники обсудили пути достижения основных целей регионального компонента: ориентацию общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития регионов; обеспечение единого образовательного пространства в условиях субъекта Российской Федерации (на примере Вологодской области и Москвы); создание педагогических условий для успешной адаптации гражданственности, уважения к традициям, истории, культуре своего края: формирование личности выпускника как достойного представителя своего региона, создателя и хранителя его социально-экономических, историко-культурных, духовных ценностей и традиций.

Была организована выставка учебно-методических комплектов курсов, разработанных профессорами Вологодского педагогического университета А.Камкиным и Е.Скупиновой.

Многие годы неподдельный интерес мы проявляем к программно-целевому методу управления московским образованием. Программы «Столичное образование – 1, 2, 3, 4», разработанные на высоком научном уровне, практикоориентируемые, нацеливающие все подсистемы образования на режим постоянного развития, служат образцом для подражания.

В нашей области завершена реализация второй программы, готовится к принятию на Законодательном собрании уже третья целевая программа развития образования Вологодской области на 2007-2010 годы. Фактически все варианты наших программ разрабатывались не без влияния столичного опыта.

К практике московских коллег мы обратились и при создании первой в области кадетской школы. Готовились к этому событию не один год. Мои коллеги посетили кадетские учреждения Москвы. Нам была предоставлена возможность познакомиться с нормативно-правовой базой этих учреждений, учебными программами и планами, структурой, внутренним распорядком и штатным расписанием.

Хотелось бы отметить плодотворное сотрудничество образовательных учреждений Юго-Западного округа Москвы и Великоустюгского района Вологодской области. Более пяти лет ими реализуются межрегиональные проекты «Развитие народных промыслов в образовательных учреждениях Юго-Западного округа г. Москвы и Великоустюгского района» и «Великий Устюг – родина Деда Мороза». В наших школах и учреждениях дополнительного образования получил широкое распространение московский опыт таких модулей, как «Роспись по ткани», «Пэчворк», «Бисерное ткачество», «Пластика из теста». Московские коллеги успешно осваивают традиционные вологодские ремесла: плетение из бересты, роспись и резьба по бересте, сувенир из бересты, кружевоплетение. Результаты совместной деятельности по проектам народных промыслов были наглядно продемонстрированы на выставках-ярмарках детского творчества: «Великоустюгские узоры» – в Москве, а «Московские окна» – в Великом Устюге.

Департамент образования Вологодской области особенно признателен мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову, его первому заместителю Людмиле Ивановне Швецовой, руководителю Департамента образования Любови Петровне Кезиной за постоянную и бескорыстную помощь детским домам. Великоустюгский детский дом №1 получил в дар от правительства Москвы новую мебель, оборудование для мастерских, компьютерную технику и автотранспорт.

Л.Швецова, будучи почетным членом попечительского совета детского дома, помогла ему установить широкие дружеские связи с образовательными учреждениями и общественными организациями Москвы. Поэтому сегодня не только у великоустюгского, но и у других детских домов Вологодской области много друзей в столице.

Ежегодно мэрия Москвы приглашает детей-сирот на новогодние праздники, группа воспитанников до 30 человек в течение шести лет за счет средств правительства Москвы каждое лето отдыхает в Евпатории. В 2006 году 11 детей-сирот побывали в Венгрии в международном центре «Занко».

Сотрудничество со столичным образованием не проходит бесследно. Общение с коллегами из Москвы – серьезный стимул для руководителей и педагогов образовательных учреждений Вологодской области, оно заставляет находиться в состоянии постоянного творческого поиска, осваивать новые педагогические технологии, повышать свое мастерство и педагогическую культуру.

Ирина МАКАРЦЕВА, начальник Департамента образования Вологодской области, заслуженный учитель Российской Федерации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту