Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Москва в деле реорганизации идет за нами

УГ - Москва, №36 от 4 сентября 2012. Читать номер
Автор:

На нынешнем окружном педагогическом совете начальник Северо-Западного окружного управления образования Алексей Анисин обратил внимание педагогов и управленцев на то, что округ лидирует по количеству вновь созданных образовательных комплексов.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р, Московская региональная программа развития образования на 2012-2016 годы обозначили стратегические ориентиры модернизации системы образования. Модернизация образования стала в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования – комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов деятельности системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления этой системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства.Ключевая мысль модернизации образования, требующая особого внимания, – устойчивое развитие. Это важнейшая характеристика системы, и достигается она при условии надежного, ресурсообеспеченного, долгосрочного планирования и прогнозирования. Вряд ли мы можем говорить об устойчивом развитии, если сами не знаем, что будет с нами завтра-послезавтра. Именно такая возможность планировать и прогнозировать развитие нашей системы – залог устойчивого развития. По сути дела, переход на нормативно-подушевое финансирование создает нам такие условия. Это, на мой взгляд, единственное принципиальное изменение, произошедшее в нашей системе за последние два года. Так получается, что эти два учебных года – время, когда очень много говорят об изменениях, изменилась власть в городе, изменилась власть в системе образования, появились новые люди, появились новые идеи, и эти новые идеи позиционируют как изменения. Но, по моему глубочайшему убеждению, ключевое изменение произошло в связи с изменением единой системы нормативного финансирования. Следствием этого замечательного изменения стали резкое увеличение бюджетного финансирования, введение новой системы оплаты труда и связанное с ним значительное увеличение заработной платы педагогов, беспрецедентное расширение самостоятельности образовательных учреждений в финансово-хозяйственных вопросах, оптимизация организационно-управленческих структур системы образования, реорганизация образовательных учреждений, управленческих и сервисных служб. В решении вопроса реорганизации мы идем на шаг впереди всего города, перефразируя слова классика, можно сказать: «Москва идет за нами». На сегодняшний день после реорганизации 212 ОУ округ имеет 66 комплексов (по районам: Северное Тушино – 9, Южное Тушино – 7, Строгино – 10, Митино – 17, Куркино – 5, Покровское-Стрешнево – 3, Хорошево-Мневники – 9, Щукино – 6). Это те самые школы, которые мы называем школами больших возможностей, это 21 дошкольный комплекс, 24 – школа-детский сад, 16 комплексов, в которых объединялись школы со школами и детскими садами, в 5 случаях мы говорим об объединении школ. В результате реорганизации мы обсуждаем вопрос о сохранении и разнообразии нашей образовательной сети, имея 26 школ, 21 детский сад, 10 школ с углубленным изучением иностранного языка, 6 гимназий, 3 лицея. Процесс реорганизации в округе не завершен, но можно сказать, что мы прошли три четверти пути. Что было положено в основу реорганизации, на что мы опирались, из чего исходили, принимая решение о запуске этого проекта? Прежде всего это педагогическая целесообразность, сохранность, содержательное приращение. Это прежде всего тот же принцип, что был положен в основу пилотного проекта развития общего образования. Пилотный проект говорил о том, что в результате его реализации не может ни в одном образовательном учреждении ухудшиться ресурсное обеспечение. Тот же самый принцип педагогической целесообразности мы положили в основу любой реорганизации в округе. Ни одно мало-мальски стоящее профессиональное достижение в результате реорганизации не может быть и не будет утрачено. О принципе территориальной доступности я не могу сказать, что он самый главный, но мы его рассматриваем, потому что прекрасно понимаем: политика города направлена на то, чтобы в любом месте, в любом районе любой ребенок мог пойти в ту школу, выбрать ту программу или то дошкольное учреждение, которое отвечает потребностям его семьи, потребностям и возможностям самого ребенка. Исходя из этого мы и формируем наши образовательные комплексы по принципу территориальной доступности. Наконец, третий принцип – принцип системности, синергии. Очень важно, чтобы объединение школ не было процессом механическим, не было процессом арифметическим. Мы ставим для себя задачу, и эта задача вновь созданных комплексов – их коллективов, их руководителей, чтобы объединение послужило множителем всех тех позитивных моментов, которыми располагает каждое отдельное образовательное учреждение, что теперь станет частью единого целого. Создание новой большой школы, в которую вливаются разные ученические и педагогические коллективы, состоит в сохранении и приумножении традиций, ценностей. Дело это непростое и очень творческое, ведь новые возможности, которые несет в себе такая школа, – ее потенциал. Суть этой фразы заключается в том, что мы не получим по мановению волшебной палочки все те плюсы, о которых говорим, которые планировали, разрабатывая проекты своей реорганизации. Этот потенциал необходимо раскрыть. Причем не только раскрыть, но и научиться им пользоваться в интересах детей, родителей и педагогов – вот главная задача профессионалов-управленцев, всего нашего профессионального сообщества. Мы ожидаем, что результатами реорганизации станут создание наилучших условий для полноправной реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного качественного дошкольного и общего образования, наиболее полное удовлетворение запросов населения в обучении детей в рамках одного образовательного пространства, реализация принципа преемственности в процессе обучения на принципиально ином, более высоком качественном уровне, реализация широкого спектра образовательных программ различного уровня в условиях большого образовательного комплекса, удовлетворение потребностей ребенка в самообразовании и развитии в условиях одного образовательного учреждения, большого образовательного комплекса, осуществление качественного дополнительного образования, создание условий для непрерывного профессионального роста и совершенствования педагогов, адекватной оценки их труда, повышения престижа их профессии, оптимизация расходования бюджетных средств. Все эти задачи можно решить только в условиях большой школы. Большая школа – это действительно школа больших возможностей. Но нам надо осмыслить, что такое новая модель большого образовательного комплекса, осмыслить все плюсы и минусы, взвесить все риски. Эта новая модель школы призвана способствовать развитию горизонтальной и вертикальной мобильности обучающихся, предоставляя им возможность перехода с одного образовательного уровня на другой, или изменять образовательную траекторию в пределах одного уровня образования. Это та уникальная возможность, которой не имеет маленькая школа, это возможность создания школы ступеней там, где это возможно, где это необходимо. Нет никакой предопределенности, нет никакой заданности, есть потенциал, а как его раскрывать – это решение остается за школой, за ее руководителем, за ее коллективом, родителями, учениками, потому что в хорошей школе мнение старшеклассников известно и учитывается.Новая модель большого образовательного комплекса – это модель общественно активной школы, которая предоставляет разнообразные образовательные услуги социуму, способствуя разностороннему образованию населения, становлению и развитию российского гражданского общества. Совместная деятельность школы и социума укрепляет социальные связи, которые оказываются важнейшим ресурсом для успешного решения проблем муниципального сообщества. В Москве политика, которая реализуется в отношении муниципального уровня управления и направлена на повышение значимости этого уровня. Мы, школы, – это муниципалитет, район, понимание проблем жителей, поэтому взаимодействие с муниципальным уровнем власти (а многие директора сами представляют этот уровень власти, будучи депутатами муниципальных собраний) – основа и залог этого успешного движения. Создание модели общественно-государственного управления в образовательных учреждениях инициирует развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования. Здесь сделаны многие практические шаги. Мы очень активно привлекаем родителей к решению самых разных проблем, самых разных задач. Скажу больше, на мой взгляд, процедура и процесс реорганизации во многих школах и детских садах, если не в большинстве, стали днем рождения наших управляющих советов. У нас есть беспрецедентный случай, который на первый взгляд может показаться пугающим, а меня он искренне радует, это случай судебного иска в отношении признания недействительной процедуры избрания управляющего совета. Можно ли было представить себе такое два года назад, когда мы, будем откровенны, сами записывали родителей в члены управляющего совета, чтобы отчитаться, что такой совет создан? Сейчас люди сами хотят участвовать в работе управляющего совета, реализовывать свое право на участие в общественно-государственном управлении образовательным учреждением. Я убежден, что те эксцессы в отношениях с членами управляющего совета, которые возникают в некоторых случаях, это эксцессы роста, это эксцессы взросления. Совершенно уверен, что реально работающий, конструктивный управляющий совет – огромное подспорье и огромная поддержка для руководителя образовательного учреждения.Одна из наших задач на новый учебный год – формирование оптимизированной системы управления образовательным комплексом, в том числе на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Инновационные процессы в области современного образования потребовали изменений в управлении образованием, привели к возникновению инноваций в самом управлении. В некотором смысле та реорганизация, которую мы провели, собственно, ход в сторону инноваций. Сегодня создались определенные предпосылки для качественных изменений в системе управления государственными образовательными учреждениями. Одно из важнейших положений современной науки управления – постулат о том, что не бывает хорошего управления вообще. Оно может быть (и должно стать) эффективным по отношению именно к этому и именно такому (конкретному, неповторимому) объекту. Но для этого управляющая система должна иметь адекватный действительности по содержанию образ управления. Новая оптимизированная система управления даст возможность наращивания стратегического потенциала образовательного учреждения. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника школы во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития индивидуальных и творческих способностей нашего ученика. Создание новой организационно-педагогической структуры образовательного комплекса важно, выполнение этой задачи обеспечивает новое качество предоставления наиболее широкого спектра образовательных услуг, а также узко профильного образования в условиях большого образовательного комплекса. Если сказать проще, то на языке практическом это означает, что большая школа – школа для всех, в ней нет такого направления, которое она не могла бы предоставить. Я уверен, что лучшие наши комплексы будут так построены и будут так работать, именно по такому принципу: «Все то лучшее, что может дать ученику система образования, она может дать в рамках большой школы – школы больших возможностей».

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту